Ремонт генераторов: Как белка в колесе
Генератор – основной источник электроэнергии в автомобиле. И как многие узлы и агрегаты, он не вечен и со временем выходит из строя. Что делать в такой ситуации?
Генератор – основной источник электроэнергии в автомобиле. И как многие узлы и агрегаты, он не вечен и со временем выходит из строя. Что делать в такой ситуации? |
В большинстве случаев неисправный генератор как отечественного авто, так и иномарки можно отремонтировать. Но прежде чем приступить к работам, следует учесть «возраст» генератора и экономическую целесообразность замены его деталей.
Иногда есть смысл приобрести новый или восстановленный генератор. Данные, указанные в специальных каталогах, обычно точны, но в процессе замены для одного и того же автомобиля могут быть рекомендованы генераторы различных торговых марок и типоразмеров. Даже если старый и новый агрегаты на первый взгляд очень похожи, следует обязательно проверить соответствие конструкций электрических разъемов, электрических характеристик, размеры кронштейнов крепления, а также вынос шкива – он должен соответствовать расстоянию до плоскости привода.
Будет как новый!
Ремонт генератора полноценен только при условии его снятия с машины, проведения комплексной диагностики на специальном стенде и полной разборки. Без этих операций можно лишь проверить напряжение при работающем двигателе, заменить электронный регулятор напряжения (ЭРН), а также изношенные щетки.
Следует отметить, что при этом не всегда устраняются скрытые поломки генератора. Возможно наличие «взаимокомпенсирующих» неисправностей: например, из-за отказавшего диодного моста генератор выдает заниженное напряжение, а «подгоревший» ЭРН – завышенное. В результате при малых нагрузках генератор сохраняет работоспособность (напряжение составляет 13,8-14,9 В), но при увеличении нагрузки его энергоотдача резко падает.
Если не выявить короткое замыкание обмоток или диодного моста, новый регулятор после установки сразу сгорает.
Разобранный генератор следует вымыть. При этой несложной на первый взгляд процедуре удаляется грязь (в том числе содержащая металлические включения), что в дальнейшем повышает ресурс отремонтированного агрегата. В современных профильных мастерских при мойке применяют специальный раствор (токсичные солярка, бензин или растворители не используются).
При ремонте можно заменить практически любую деталь генератора. Вышедшие из строя регулятор напряжения и выпрямительный мост («подкову») с основными и вспомогательными диодами, как правило, заменяют новыми. Вместо их отдельных элементов – сгоревших диодов и микросхемы регулятора – устанавливают другие только когда нет аналога для замены всего узла.
Одной из поломок, устранение которых связано с большой трудоемкостью, является выход из строя обмоток генератора (перегорание лаковой изоляции, межвитковые замыкания, механическое повреждение и т. д.). В этом случае необходима их перемотка. Такая процедура для статора в специализированных СТО отработана достаточно хорошо и, как правило, трудностей не вызывает.
Следует отметить, что перемотать статорную обмотку генератора будет заметно (на 25 – 50%) дешевле, чем покупать новый узел, из-за высокой стоимости сердечника – пакета пластин из специальной электротехнической стали.
С ротором ситуация сложнее. Это самая дорогая деталь генератора (40 – 60% его стоимости). Как правило, ротор неразборной, поэтому в случае поломки его чаще всего заменяют новым.
При перемотке ротора очень важна последующая его балансировка. Работа эта сложная, и в результате ремонт ротора может обойтись дороже, чем покупка новой детали. Вот почему даже разборные роторы перематывают только в крайних случаях – если нет новой запчасти или если срок, в который ее доставят, не устраивает заказчика.
Подшипники генератора ремонту не подлежат. При износе одного из них желательно заменить оба – это повысит надежность работы отремонтированного агрегата.
Затраты и гарантии
Стоимость ремонта генератора зависит не только от мощности электрического «кормильца», но и от сложности его конструкции. Снять отказавший генератор с машины не всегда просто – может потребоваться специнструмент или оборудование. Например, из моторного отсека некоторых моделей Saab генератор можно извлечь только предварительно демонтировав часть навесного оборудования двигателя. Чтобы его не повредить, снимать генератор рекомендуется на специализированных СТО, где хорошо известна технология демонтажа для каждой марки автомобиля.
Восстанавливать генераторы иномарок имеет смысл, так как это обходится в 3-4 раза дешевле, чем покупка нового узла.
Если генератор восстановлен на специализированной СТО, на него предоставляется гарантия от 3 до 7 месяцев. Тем не менее, некоторые мастерские на отремонтированное электрооборудование гарантии не дают, мотивируя это тем, что сложно предугадать, в каких условиях эти узлы будут эксплуатировать.
«Домашняя» диагностика | |
| |
Правила безопасности | |||||||||
| |||||||||
Классификация генераторов | |||||
| |||||
Виды поломок элементов генератора | |
Ремонт своими силами | ||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
Виды диагностики и ремонта | |
Ориентировочная стоимость ремонта (запчасти + работа) генераторов, грн. |
|