.jpg)
Лето уже не за горами, и в жару заветная кнопка включения кондиционера станет спасительной. Что нужно сделать, чтобы ее нажатие вызывало приятную прохладу, а не бесполезное шипение и запах сырости?
Лето уже не за горами, и в жару заветная кнопка включения кондиционера станет спасительной. Что нужно сделать, чтобы ее нажатие вызывало приятную прохладу, а не бесполезное шипение и запах сырости?
Лето уже не за горами, и в жару заветная кнопка включения кондиционера станет спасительной. Что нужно сделать, чтобы ее нажатие вызывало приятную прохладу, а не бесполезное шипение и запах сырости?
![]() | Элементарная диагностика – замер температуры у дефлектора. На малой скорости вентилятора она должна быть не выше +8…+10°C. |
Радиатор-конденсор
Этот узел обычно устанавливается в моторном отсеке перед радиатором системы охлаждения двигателя. Поэтому летом конденсор нередко забивается пухом растений, насекомыми и сухими листьями, что приводит к ухудшению теплообмена, повышению нагрузки на компрессор. Зимой радиатор кондиционера корродирует от попадающей на него дорожной соли, что рано или поздно заканчивается разгерметизацией и потерей хладагента.
Узел требует систематического внимания – в первую очередь очистки (слабой струей воды или одежной щеткой), желательно с обеих сторон. Металл радиатора-конденсора очень тонкий, от коррозии и механических воздействий в нем могут образовываться микротрещины, невидимые невооруженным глазом. По этой же причине конденсор бывает уязвим для летящих из-под колес идущих впереди машин камней и веток – к примеру, при штурме кустарников. Чаще всего ремонт «состарившегося» радиатора сводится к его замене, а если деталь не старая, пробоину целесообразно заварить. В качестве превентивной меры рекомендуется установить перед конденсором какую-либо мелкую сетку – она облегчит его очистку от насекомых и защитит от случайных камней и небольших веток.
Кроме явных пробоин, хладагент уходит через невидимые глазу микротрещины в металле состарившегося конденсора. |
Радиатор-испаритель
Этот теплообменник спрятан под торпедо, однако бывает уязвим для коррозии – особенно на моделях, лишенных салонного воздушного фильтра. Попавшие на испаритель пыль и мелкий мусор собирают влагу, которая провоцирует процессы разрушения металла. Но гораздо чаще эта влажная среда становится рассадником микробов и плесени, которые наполняют салон неприятным запахом. Чтобы полностью избавиться от него, проводят ультразвуковую биологическую чистку испарителя и прилегающих воздуховодов (цена – порядка 400 грн.). Для этого требуется аппарат, который превращает моющее вещество в пар и подает его в систему при включенной рециркуляции воздуха. Биопрепарат убивает «пахучие» микробы и оставляет на внутренних поверхностях деталей пленку, которая препятствует образованию новой плесени в течение года. Если возможности провести ультразвуковую чистку нет, можно применить «домашний» способ – аэрозольный баллончик (120–130 грн.). Специальное вещество из него подается по трубке к испарителю и также очищает его.
У многих автомобилей испаритель труднодоступен, поэтому его замена на СТО может стоить очень дорого. | Если нет салонного фильтра, испаритель может корродировать от влажной грязи. |
Компрессор
Это самый сложный узел системы кондиционирования. Он размещен под капотом на двигателе, и его задача – перекачивать хладагент, создавая в системе необходимое давление. В компрессоре изнашивается поршневая группа, это приводит к снижению эффективности охлаждения воздуха и чревато заклиниванием агрегата с последующим обрывом ремня привода навесного оборудования. Также нередко нарушаются уплотнения в местах стыка частей корпуса и выхода вала. Через образующиеся неплотности постепенно выходит хладагент, параллельно с этим система начинает терять свою эффективность – вплоть до полного ее отказа. Еще одно типично слабое место – шкив привода компрессора, в котором изнашивается подшипник (выдает себя гудением) и отказывает электромагнитная муфта включения (кондиционер не активируется). Подшипник обычно можно заменить отдельно от компрессора и шкива, муфта подлежит замене.
Трубопроводы
Трубопроводы соединяют между собой все компоненты системы кондиционирования. Они проходят в основном под капотом, частично – в салоне. У крупных внедорожников и минивенов со вторым испарителем в задней части салона такие магистрали тянутся также под днищем кузова. Чаще всего эти металлические трубки и подводят автовладельцев – их съедает коррозия, в первую очередь – из-за соли на зимних дорогах. Вместо ремонта пайкой поврежденные трубопроводы специалисты часто советуют заменять их более долговечными резиновыми шлангами. На специализированных СТО их изготавливают по месту.
Эластичные уплотнения соединительных штуцеров пересыхают и теряют герметичность, если долго не орошаются маслом вместе с хладагентом, циркулирующим по системе. Поэтому рекомендуется кратковременно включать кондиционер каждые две-три недели, независимо от температуры и сезона.
Металлические трубопроводы, проложенные под кузовом, рано или поздно повреждаются коррозией. |
Чистим сами
Диагностика
Места утечек хладагента в основном выдают следы масла в точках неплотных стыков и механических повреждений. |
Фильтр-осушитель
Эта деталь нужна для удаления избытка воды из системы. Она представляет собой емкость с гранулами силикагеля, которые собирают в себя влагу. Об этом устройстве вспоминают редко, между тем, переполняясь влагой, фильтр постепенно «закупоривает» магистраль, препятствуя циркуляции хладагента, повышая его давление и нарушая работоспособность кондиционера. Ведь у «емкости» гранул есть предел – как и всякий фильтр, осушитель требуется периодически заменять (цена 300–500 грн. плюс работа 200–400 грн.). В идеале рекомендуется делать это один раз в два сезона.
О замене фильтра-осушителя часто забывают, а он влияет на эффективность охлаждения. |
Михаил Скарбовийчук Водитель Skoda Octavia А5, 1,6 л, бензин, кондиционер Каждый раз в начале летнего сезона начинают донимать запахи из системы кондиционирования. Уже несколько лет для удаления грибка и бактерий из кондиционера пользуюсь одной и той же аэрозольной промывкой – результат получаю незамедлительно: вместе с грязью и плесенью через дренажный клапан полость испарителя покидают все «ароматные» бактерии. Самым трудным было научиться подавать пену данного «Очистителя кондиционера» по трубочке в зону испарителя, но теперь мне это удается с первого раза.
Аэрозольная промывка – доступная альтернатива ультразвуковой чистке.