Призови регулятор на помощь

Модернизируем тормозную систему переднеприводных ВАЗов



Установленный гидроручник в салоне автомобиля.
Дисковые тормоза - вместо барабанных.
Модернизация гидропривода тормозной системы и установка «гидроручника»
1. На главном тормозном цилиндре (ГТЦ) блокируем с помощью заглушки контур (а) заднего левого тормозного механизма (ТМ). Отключаем контур (б) a переднего правого ТМ и подключаем его в бывший контур (в) заднего правого ТМ (б). Из контура бывшего переднего правого ТМ «строим» магистраль задних дисковых тормозов.
2. Через технологическое отверстие для троса привода спидометра проводим тормозную трубку в салон и подключаем ее к ГТЦ. Противоположный конец трубки соединяем с выходом (д) регулятора тормозных усилий от ВАЗ-2101 (РТУ) и крепим эту деталь пластиковым хомутом к кронштейну, размещенному на центральном тоннеле кузова под «печкой».
3. После этого из выхода (е) регулятора тормозных усилий ведем магистраль ко входу (ж), который находится на гидроцилиндре «ручника». Далее из выхода (з) прокладываем тормозную трубку по центральному туннелю кузова к задней части автомобиля.
4. На днище кузова над задней балкой есть три технологических отверстия. Рассверливаем среднее из них при помощи дрели до диаметра 15 мм и вставляем в отверстие тормозной шланг (ВАЗ-2121). Затем продеваем такое же резиновое кольцо, как на передней стойке. Так тормозной шланг никогда не протрется о кузов.
5. Далее необходимо соединить тормозной шланг ВАЗ-2121 с тормозной магистралью. Под машиной к тормозному шлангу прикручиваем через медные шайбы тройник, к которому по обе стороны подсоединяем оставшиеся тормозные трубки задних ТМ.
6. Предварительно «обтянув» все точки соединений в тормозной системе, заливаем тормозную жидкость. Прокачивать модернизированную систему нужно в таком же порядке, как и штатную, начиная с дальнего от ГТЦ колеса.

Владельцы «переднеприводников» ВАЗ, совершенствуя тормозную
систему, устанавливают на переднюю ось вентилируемые диски увеличенного
диаметра, а на заднюю – дисковые тормоза вместо барабанных. При этом
распределение тормозных усилий нужно изменить. Как же сделать это?

Напомним, что у задних
дисковых тормозных механизмов есть много преимуществ по сравнению с барабанными:

меньше вероятность снижения эффективности торможения
при нагреве вследствие многократного или длительного торможения;
меньшие вес и размеры;
уменьшение времени срабатывания.

Итак, решение принято – передние тормоза модифицированы, задние дисковые
механизмы установлены. Пора научить все это правильно работать, а также
вернуть системе стояночный тормоз. Ведь штатный тросовый привод уже не
к чему подсоединять – дисковые тормозные механизмы, позаимствованные с
передней оси, на это не рассчитаны. Теперь система «ручника» будет гидравлической.

Интернет в помощь

Множество конструктивных решений настройки переоборудованной тормозной
системы можно найти в Интернете. Мы рассмотрели несколько вариантов и
отказались от установки штопорного регулятора (он оказался очень дорогим),
а также от стачивания рабочей поверхности задней колодки до 50% (на наш
взгляд, это нецелесообразно). Остановились на бюджетном двухосевом варианте
гидропривода тормозов – передний контур/задний контур (см. схему) с регулятором
тормозных усилий (далее РТУ) от ВАЗ-2101 и гидравлическим приводом «ручника»,
собранным на базе главного цилиндра сцепления от Honda Prelude. Такая
схема давно проверена спортсменами не только на их «боевых», но и на «гражданских»
машинах.

В данной схеме регулятор играет чуть ли не главную роль, но при условии
конструктивно правильного размещения в новой тормозной схеме автомобиля.
РТУ должен устанавливаться между главным тормозным цилиндром и гидравлическим
приводом «ручника». В противном случае тормоза не станут работать как
следует.

Впрочем, для установки «гидроручника» можно и не применять двухосевой
вариант, но тогда придется значительно усложнить всю тормозную схему автомобиля.
Во-первых, провести дополнительные контуры к задним колесам, во-вторых,
«повесить» по два суппорта с каждой стороны оси на планшайбы иной формы,
т. е. при этом получится четыре суппорта на задней балке! В-третьих, основательно
переработать схему подключения штатного регулятора тормозных усилий, чтобы
он правильно исполнял свою функцию. Да и существенное увеличение неподрессоренных
масс отрицательно скажется на устойчивости и управляемости автомобиля.

Простор для творчества

Изготавливать оснастку для рукоятки «ручника», прокладывать тормозные
магистрали, определить месторасположение гидроцилиндра ручного тормоза
– вот настоящее поле деятельности для истинного поклонника тюнинга. Мы
решили проложить тормозную магистраль к задней оси модифицированной системы
через салон, поскольку в данном случае осуществить эту операцию технологически
проще. Не нужно заботиться о том, как правильно просверлить дополнительные
отверстия в кузове, а затем загерметизировать их, чтобы внутрь не попадали
грязь и влага, как закрепить под днищем новые детали системы и т. п. Хотя
при прокладке тормозных магистралей как под днищем, так и внутри автомобиля
салон придется немного разобрать (см. блок-схему). В процессе эксплуатации
тормозные магистрали, проложенные в салоне, не доставляют никаких хлопот:
находясь внутри, они покрыты шумоизоляцией и стандартным ковром, не требуют
какого-либо обслуживания, а также не издают посторонних запахов. Но теоретически
остается риск их повреждения ногами пассажиров.

В добрый путь!

Вся процедура перенастройки тормозной системы в общей сложности занимает
полдня, а стоимость такой модернизации (запчасти и работа) – около $120.
Отметим, что модифицированная тормозная система работает совсем иначе,
чем штатная, с невентилируемыми дисковыми механизмами передних колес и
барабанными задними. Во-первых, замедление автомобиля заметно эффективнее,
во-вторых, стояночный тормоз стал намного мощнее. В-третьих, с применением
«гидроручника» удалось избежать растягивания металлического троса. Особенно
это пригодится любителям «слалома», которые хорошо знают, что стандартного
«ручника» им хватит ненадолго, а с гидравлическим ничего не случится.

Если преимущества новой тормозной системы вас заинтересовали, можете
отважиться на модернизацию штатных тормозов. Удачи на дорогах!

 Установочный
комплект
металлические тормозные трубки длиной 1
м (5 шт.);
медные шайбы (10 шт.);
заглушка (1 шт);
тормозной шланг от ВАЗ-2121 «Нива» (1 шт.);
подиум для штатной рукоятки ручного тормоза
(нестандартная деталь) (1 шт.);
тройник (1 шт);
болты и гайки с резьбой М10 мм;
соединительный элемент («скрутка») (1
шт.);
пластиковые хомуты (50 шт.);
тормозная жидкость (2 л);
регулятор тормозных усилий от ВАЗ-2101
(1 шт.);
главный цилиндр сцепления от Honda Prelude
(1 шт.)

 Техосмотр

Взаимоотношения с органами Госавтоинспекции
(во время техосмотра) регулируются дополнительным сертификатом,
который необходимо получить в Научно-исследовательском центре
безопасности дорожного движения (НИЦБДД) МВД Украины.

 Альтернатива

В России подобная тормозная система достаточно
распространена и используется уже около семи лет. Более того,
в Тольятти производится и продается полностью сертифицированный
комплект ЗДТ на базе передних тормозных механизмов от ВАЗ-11113
«Ока» с тросовым приводом ручника. С небольшим опозданием
такие комплекты начинают появляться и у нас в Украине. Стоят
они 350 – 450 у. е. в зависимости от комплектации и «жадности»
продавцов.


Достоинства и недостатки модернизированных тормозов

На доли секунды сокращается время
срабатывания передних тормозов из-за подключения их магистралей
ближе к вакуумному усилителю
Нет тросов: не растягиваются и не рвутся.
Не требуется регулировка ручника
При утечке жидкости из системы заднего контура
стояночный тормоз не работает

Дмитрий Поляшенко
Фото автора