Препараты для очистки кондиционера: За чистый воздух
Солнце, жара… Рука тянется к кнопке включения кондиционера… Но вместе с заветным потоком холодного воздуха из вентиляционных решеток в салон могут хлынуть тысячи непрошеных гостей – микробов и бактерий.
Солнце, жара… Рука тянется к кнопке включения кондиционера… Но вместе с заветным потоком холодного воздуха из вентиляционных решеток в салон могут хлынуть тысячи непрошеных гостей – микробов и бактерий.
Однако без паники – «биологическая» атака будет иметь место лишь в том случае, если система кондиционирования автомобиля старше 2-х лет и не проходила специальной обработки, цель которой – уничтожить болезнетворные организмы, а в идеале – исключить возможность их скорого повторного появления.
Откуда что берется
В радиаторе-испарителе кондиционера хладагент переходит из жидкого состояния в газообразное. Этот процесс сопровождается отбором тепла у проходящего через радиатор воздуха, поэтому на холодной металлической поверхности радиатора конденсируется влага. К мокрому металлу прилипают приносимая воздухом пыль, цветочная пыльца, мелкий мусор, образуя на испарителе влажный слой, который служит благоприятной средой для расселения плесени и различных бактерий. Об их наличии свидетельствует неприятный запах, а также сырой, затхлый воздух в салоне.
Но, кроме неприятных запахов, в «живительной» среде испарителя могут поселиться и откровенно опасные микроорганизмы. Нередко тут размножаются болезнетворные микробы, становящиеся причиной опасных заболеваний дыхательных путей: простуды, бронхита, гайморита, отита и даже пневмонии. Более того, современной медицине хорошо известна и особая «кондиционерная» болезнь – легионеллез. Это вид воспаления легких, вызываемый бактериями легионеллами, скапливающимися на радиаторах и в воздуховодах систем кондиционирования.
Выбирая препарат для антисептической обработки охладителя воздуха, стоит учесть возможность одновременно с очисткой освежить атмосферу салона в целом – устранить устоявшиеся запахи, дезодорировать интерьер новым ароматом. Например, спрей-очиститель Loctite Hygiene Spray убирает запах табака, даже если он «впитался» в обшивку автомобиля, и при этом оставляет в салоне аромат ментола и эвкалипта.
Борьба на микроуровне
Уберечься от таящихся в кондиционере опасностей поможет его профилактика – антисептическая обработка. Специалисты советуют проводить очистку не реже одного раза в год. Для этого существует два принципиально разных способа дезинфекции испарителя и воздуховодов – механическая очистка и очистка путем химической обработки.
Первый способ применяется реже, поскольку он требует полной (или почти полной) разборки климатической установки, что, в свою очередь, нередко связано с демонтажом торпедо. К этому варианту прибегают в случае чрезвычайно сильного загрязнения радиатора испарителя – например, на очень старом автомобиле или в машине, которая долго эксплуатировалась в специфических условиях – на пыльных дорогах, причем без салонного воздушного фильтра.
На практике чаще всего применяется антисептическая обработка системы кондиционирования с использованием специальных препаратов, убивающих микробы. Специальные вещества подаются непосредственно в места скопления грязи, служащей пристанищем для бактерий. Качественный препарат, правильно примененный, не только уничтожит большинство незваных гостей «подторпедного» пространства, но и обеспечит чистоту обработанных поверхностей на срок до одного года.
Интересно, что заразиться чем-то не очень приятным от кондиционера собственного авто можно не только в период его активного использования. Климатическая установка может распространять заразу круглый год: даже если работает только отопитель, воздух все равно обдувает и испаритель кондиционера. Ведь он включен в общий контур подачи воздуха, который разносит возбудителей болезней по всему салону.
Сделай сам
Самый доступный способ борьбы с микробами – спрей-очиститель для легкого самостоятельного использования. К примеру, препарат Hygiene Spray торговой марки Loctite немецкой компании Henkel. Содержимое баллончика нужно распылить таким образом, чтобы оно попало на испаритель. Рекомендуется поставить флакон в вертикальном положении на пол между задними сиденьями. Одновременно с распылением включают режим рециркуляции и максимальные обороты вентилятора. «Дополнительная» особенность Loctite Hygiene Spray в том, что он не только убивает микробы и грибки, но и оставляет на поверхности испарителя и воздуховодов пленку вещества, препятствующего появлению новых микробов. Также данный материал используют для дезинфекции воздуха в общественных помещениях и квартирах.
Для «профи»
В условиях СТО применяют ультразвуковой способ очистки. Специальный аппарат размещают в салоне около отверстия забора воздуха в климатическую установку. При помощи ультразвука это устройство превращает антисептик в мелкодисперсный туман, а система вентиляции в режиме рециркуляции втягивает его вместе с воздухом и многократно прогоняет по всем каналам и испарителю, обеспечивая эффективную обработку. На СТО часто применяется «профессиональный» антисептик Terosept торговой марки Teroson, эффективность которого позволяет провести обработку за 15 минут. Terosept применяется вместе со специальным ультразвуковым аппаратом.
Для «суперпрофи»
Фирмы, профессионально занимающиеся «климатом» автомобилей, стараются избегать полной разборки системы без крайней необходимости. Ведь подобные работы трудоемки и могут потребовать замены некоторых старых деталей, крепежа и т. д. Для очистки чрезмерно загрязненных радиаторов и воздуховодов, а также для труднодоступных мест, применяется зонд-пистолет. Это устройство с распылителем на конце вводят в каналы подачи воздуха – например, через демонтированные дефлекторы или корпус салонного фильтра воздуха, обеспечивая подачу очистителя непосредственно к испарителю. Здесь используется «профессиональный» препарат-антисептик, тот же Teroson Terosept производства немецкой компании Henkel.
В качестве профилактики появления «плесени» рекомендуется не допускать накопления большого количества влаги на испарителе. Для этого нужно за несколько минут до окончания поездки с включенным кондиционером отключить его (обычно кнопкой AC On/Of), оставив включенным вентилятор климатической установки. Набегающий поток теплого уличного воздуха высушит собравшуюся на радиаторе влагу, и вредные микроорганизмы не будут множиться во время стоянки автомобиля.