Полировка кузова: Снова как новый
Чтобы вернуть лакокрасочному покрытию кузова его первоначальный блеск, не нужно сразу спешить «на прием» к автомаляру. Во многих случаях могут помочь полироли.
Чтобы вернуть лакокрасочному покрытию кузова его первоначальный блеск, не нужно сразу спешить «на прием» к автомаляру. Во многих случаях могут помочь полироли. |
В зависимости от степени износа и повреждения поверхности применяются разные виды полировки покрытия кузова. Радикально улучшить его состояние может так называемая глубокая полировка, при которой абразивные вещества удаляют верхний, дефектный слой лака или краски. Но такая работа под силу только профессионалам, имеющим специальные инструменты, дорогостоящие препараты и самое главное – опыт.
Поговорим о полировке иного рода, называемой косметической и выполняющей защитную функцию. Она позволяет автовладельцу самостоятельно обработать кузов составами, не содержащими абразивных компонентов или с очень небольшим количеством таковых. Эта процедура улучшает внешний вид машины – «обновляет» состарившуюся краску, не уменьшая (в отличие от «радикального» способа) толщины покрытия. Нанесенный слой полироли заполняет микротрещины и выравнивает поверхность. При этом за счет уменьшения рассеивания лучей усиливается блеск, и защищенная краска кажется ярче.
Кому это нужно?
В косметической полировке кузова нуждается практически каждый автомобиль на наших улицах. Если посмотреть на лакокрасочное покрытие против солнца и попытаться поймать на капоте отражение светила, наверняка можно увидеть вокруг него круги из множества тонких черточек – своеобразную паутину. Это следы абразивного износа поверхности – результат неправильного мытья. Чем старше автомобиль, тем больше на нем подобных микроцарапин. Абсолютное большинство их удаляется при профессиональной полировке, а после косметической они становятся невидимыми.
Полироль следует наносить не только для улучшения внешнего вида машины, но и перед дальней поездкой. С защитного слоя легче смываются битум, грязь, насекомые, сок растений и птичьи «метки». Автомобилю, который зимой эксплуатируется в большом городе, где дороги посыпают солью, также необходим такой защитный слой.
Разновидности
Все любительские полироли подразделяются на несколько групп в зависимости от того, какое вещество входит в их состав – силикон, воск, тефлон или полимер.
Силиконовые препараты отличаются легкостью в применении. Их можно наносить на неподготовленную поверхность – немытую, запыленную. Особо тщательно втирать их также не требуется. Поэтому такая экспресс-полировка популярна у продавцов машин на авторынках. Правда, ее эффект непродолжителен.
Восковые пасты и гели обеспечивают глубокий глянец и хорошо заполняют все микронеровности краски или лака. Однако «в вину» им вменяют недостаточную устойчивость. Восковый защитный слой начинает сходить с кузова уже после нескольких моек (особенно с применением активной пены). В состав препаратов некоторых марок вместо синтетического воска входит природный продукт растительного происхождения – например, воск экзотического дерева карнаубы. Он тверже, а значит, дольше противостоит механическим воздействиям и нагреву.
Полироли с добавками политетрафторэтилена (PTFE), известного как тефлон, являются более долговечными. В большинстве случаев с виду кажется, что эффект от их применения мало отличается от результатов восковой полировки, но главное преимущество в другом. После нанесения препарата с PTFE на кузове остается пленка, скользкая настолько, что к ней даже не пристают мелкие частицы пыли и грязи.
Восковые и тефлоновые полироли в жидком и гелеобразном виде легче наносятся, но расходуются быстрее. Пастообразные препараты использовать выгоднее, но работать с ними труднее, так как требуются большие усилия при растирании.
На нашем рынке популярны полироли с подкрашивающим эффектом. Их применение оправданно при обработке старой выгоревшей поверхности с множеством царапин, в том числе глубоких. Более «сочным» цвет станет не навсегда – со временем краситель смывается. Бессмысленно пытаться «подкрасить» цветной полиролью кузова современных автомобилей с их толстым верхним слоем лака или окрашенные в «металлик».
Двухкомпонентные защитные полироли относятся к наиболее долговечным. Средство из флакона № 1 подготавливает поверхность: удаляет загрязнения из микротрещин, создает на краске слой с высокой адгезией, к которому прочно пристанет компонент № 2 – собственно защитный состав. Такое средство наносят в два приема, но, по утверждению специалистов, результат стоит затраченных усилий.
Некоторые фирмы выпускают также комплекты полиролей этой группы, второй компонент которых содержит композиционный полимер. После его применения на поверхности автомобиля остается не восковая или тефлоновая, а полимерная пленка. Основные преимущества такой комплексной защиты – высокая прочность защитного слоя и особая цепкость, с которой он «держится» за краску или лак. Кстати, именно на лакированных поверхностях (в том числе покрытых краской «металлик») это средство наиболее эффективно.
Препараты для косметической полировки |
Мастера советуют
Лакокрасочное покрытие кузова стареет быстрее, если его моют не проточной водой, а из небольшой закрытой емкости (самый жестокий способ – из ведра), и обычной тряпкой, а не специальной мочалкой. Но и ее во время мытья нужно часто полоскать, чтобы удалять из пор абразивные частицы. И, конечно же, нельзя протирать кузов тряпкой, даже если кажется, что вы всего лишь смахиваете ею пыль.
Вредно летом мыть разогретую машину ледяной водой (например, колодезной или из горной реки), а зимой – горячей. Подобные «контрастные души» провоцируют появление микротрещин в слое лака и краски.
Кузов рекомендуется обрабатывать защитными средствами не реже чем каждые полгода, при этом лучше мыть его шампунями, содержащими воск. Переходя на новый тип полироли, стоит убедиться, что старый защитный слой уже смыт – иначе на кузове могут остаться разводы.
Полироль нужно наносить в строгом соответствии с инструкцией, захватывая за один раз небольшие участки.
Только для «профи»
На упаковках препаратов для глубокой полировки обычно пишут «Для профессионального применения!». Предупреждение носит отнюдь не рекламный характер: поскольку при такой обработке с кузова снимается слой краски или лака, есть риск повредить покрытие.
От косметической профессиональная полировка отличается применяемыми материалами и технологией. Процесс состоит как минимум из трех этапов, а применяются три-четыре типа полироли.
Сначала составом с грубым абразивом снимается верхний слой краски (лака) – окислившийся, поцарапанный, выгоревший или просто неровный после некачественной покраски. Следующая задача – загладить потертую грубым абразивом поверхность. Полироль для второго прохода содержит абразивные включения, которые намного мельче, чем в первом составе, и краска после этого этапа выглядит уже значительно привлекательнее.
В третьем номере профессиональной полироли абразивные частицы еще мельче. После нее поверхность выглядит как новая. При этом блестит не слой нанесенного препарата (его просто нет), а сама краска или лак. Рекомендуется и четвертая обработка кузова – так называемой финишной полиролью, или политурой, создающей защитный слой.
Чтобы продукты износа и отработанная полироль не царапали краску, круг нужно периодически мыть, а зону обработки – смачивать водой. Машина должна быть свежевымытой, на полу в помещении не должно быть пыли, недопустимо падение со стен и потолка частиц побелки.
Особой осторожности требует работа на кромках и углах кузова, где слой краски и лака обычно тоньше. Считается, что при соблюдении всех условий техпроцесса кузов заводской покраски выдерживает 5 – 8 профессиональных «глубоких» полировок.