Подъемник: Атланты автосервиса
Автомобильный подъемник – одна из основных составляющих любой СТО. Его приобретение – все равно что пошив костюма по индивидуальному заказу. Поэтому при выборе подъемников следует обращать внимание не только на их характеристики, но и на размеры и формы помещений, где они будут устанавливаться, и даже на эстетические предпочтения клиентов и владельцев станции.
Автомобильный подъемник – одна из основных составляющих любой СТО. Его приобретение – все равно что пошив костюма по индивидуальному заказу. Поэтому при выборе подъемников следует обращать внимание не только на их характеристики, но и на размеры и формы помещений, где они будут устанавливаться, и даже на эстетические предпочтения клиентов и владельцев станции. |
Вэтом материале мы расскажем о подъемниках четырех основных типов: двухстоечных, четырехстоечных, ножничных и плунжерных.
Классика жанра
Двухстоечные подъемники можно назвать самым распространенным «одеянием» любой СТО. Это объясняется доступностью их цены, а также функциональными возможностями – они обеспечивают свободный доступ ко всем узлам со стороны днища плюс вывешивание колес автомобиля. Последнее необходимо при работе с тормозными механизмами и подвеской. Кроме того, на двухстоечных подъемниках можно проводить обслуживание двигателя, ремонт выхлопной системы и т. д.
Для легковых автомобилей и «паркетников» подходят модели грузоподъемностью 3-3,5 т, для тяжелых внедорожников, легких грузовиков, минивэнов – 3,5-4,5 т, для длиннобазных и бронированных авто – 5-5,5 т. В самой же группе «двухстоечников» существует масса различий и особенностей. Первый признак – механизм подъема (привод): электромеханический или электрогидравлический.
Самые простые и, соответственно, недорогие двухстоечные электромеханические подъемники имеют одномоторную конструкцию.
В процессе работы такого подъемника в контакт с днищем автомобиля входят специальные «подушки», размещенные на концах телескопических опорных лап. Сами лапы консольно крепятся к подвижным кареткам механизма подъема. Каретка каждой стойки связана с парой винт – гайка (вертикально вращающийся внутри стойки червячный вал, вдоль которого перемещается гайка). Двигатель на одной из стоек приводит в движение червячные валы, поднимая либо опуская автомобиль. Долговечность работы подъемника зависит от качества исполнения пар винт – гайка, а также способа передачи усилия на вторую стойку.
Крутящий момент на вал второй стойки может передаваться с помощью ременной, цепной или карданной передачи. Цепь, а тем более ремень, имеют свойство растягиваться и загрязняться. Поэтому вариант с «карданом» более надежный и распространенный. Такой привод состоит из пары угловых редукторов, конические шестерни которых вращаются в наполненных маслом герметичных корпусах. Элементы передачи усилия спрятаны в напольный или углубленный в пол короб. Выступающий напольный короб несколько затрудняет закатывание автомобиля перед установкой на подъемник, мешает передвижению сотрудников и технологического оборудования (например, установок для сбора отработанного масла, трансмиссионных стоек и т. д.), а углубленный в пол требует дополнительных работ по установке подъемника.
Синхронизация подъема в двухмоторных электромеханических устройствах, где каждую стойку обслуживает отдельный двигатель, осуществляется с помощью гибкого троса, который вращается в П-образном кожухе верхнего расположения (механическая синхронизация), либо посредством электронного управления частотой вращения моторов. В отличие от предыдущего варианта, подъемники данной конструкции могут развивать усилие до 5 т и не имеют напольной «перемычки» между стойками («чистый пол»).
Двухстоечные электрогидравлические подъемники не имеют в своих узлах нагруженных трущихся поверхностей и потому значительно надежнее и долговечнее электромеханических, но из-за наличия прецизионных деталей на 15–20% дороже. Впрочем, переплачивать есть за что: у них большая грузоподъемность при меньшей мощности электропривода, высокое быстродействие (время подъема на максимальную высоту), меньший уровень шума.
Рабочий механизм гидравлики – это расположенный в одной стойке и связанный с кареткой гидроцилиндр, приводимый в действие электрическим насосом. Более совершенные электрогидравлические подъемники имеют по гидроцилиндру на каждую стойку.
Важный момент – способ расположения опорных телескопических лап (захватов): симметрично или асимметрично. Асимметричное исполнение вместе с развернутым расположением стоек более удобно – можно открывать двери в процессе обслуживания машины. Тем не менее, учитывая развесовку и нагрузки, для работы с автомобилями весом от 4 т лучше применять симметричные конструкции.
Подъем с четырех
Четырехстоечные подъемники обладают большей грузоподъемностью, чем двухстоечные, но почти на треть дороже последних. К тому же, их внушительные габариты «съедают» часть производственных площадей. Такие устройства применяют на постах регулировки углов установки колес, а также при работах с длиннобазными и бронированными автомобилями.
Такие подъемники оснащают платформой, которая состоит из двух трапов, соединенных поперечной балкой. Въездные рампы на трапах платформ в рабочем положении подъемника выполняют роль противооткатных упоров. В зависимости от предназначения трапы могут быть прямыми или с выемками под развал-схождение. Они существенно отличаются между собой как по цене, так и по функциональности.
«Четвероногие» подъемники для регулировки развала-схождения должны иметь специальные выемки для оснащения трапов поворотными кругами и подвижными платформами под задние колеса авто. Также следует предусмотреть дополнительный встроенный подъемник для вывешивания колес. Необходимость в нем не возникнет только в случае использования стендов для регулировки углов установки колес последнего поколения (3D-технология).
Большинство «четырехстоечников» имеют электрогидравлический привод с одним рабочим гидроцилиндром, расположенным под платформой. Электромеханические конструкции практически не встречаются на рынке из-за сложности системы синхронизации подъема.
Стильные и сильные
Ножничные подъемники – современная и прогрессивная техника. Основой их конструкции являются одна или две Х-образные секции и платформы (короткие или длинные). Длина платформ определяет способ постановки, крепления и подъема на них автомобиля – за днище или под колеса. В нерабочем состоянии «ножницы» складываются вровень с полом, что дает значительную экономию производственных площадей. Сервис-центр, оснащенный такими подъемниками, выглядит очень стильно. Но несмотря на все плюсы ножничных установок, ими, как правило, оснащаются участки приемки автомобилей в ремонт, пост электрика, а также участок антикоррозионной защиты кузова. Хотя спектр возможностей «ножниц» значительно шире. К примеру, оснастив ножничные версии с длинными платформами поворотными кругами, скользящими платформами, траверсами и независимыми ножничными мини-подъемниками, можно использовать их на постах регулировки развала-схождения.
Подъемный «бизнес-класс»
Надежность, удобство работы, привлекательный внешний вид плунжерных подъемников – вне конкуренции. Их распространение на рынке сдерживают цена и сложность установки.
«Невидимая» составляющая подъемника спрятана в полу на глубине не меньше 2,7 метра и представляет собой коробчатую кассету, в которой находятся электрический гидронасос и подвижные плунжерные стойки. Плунжерные телескопические гидроцилиндры являются основными подъемными единицами таких устройств. «Видимые» подвижные части стоек увенчаны специальными съемными захватами, как у двухстоечных подъемников, либо универсальными платформами с трапами разнообразных конструкций (под пороги, под раму и т. д.).
Плунжерные подъемники достаточно универсальны. К примеру, комбинированные со вспомогательными платформами позволяют оперативно поднять автомобиль на основной платформе, а после проведения осмотра сразу же вывесить все четыре колеса. Так, не тратя времени на переналадку, за один подъем можно выполнять различные операции как на легковых авто с несущей конструкцией кузова, так и на машинах рамной конструкции (внедорожниках, минивэнах, легких грузовиках). Есть и одноплунжерные подъемники для автомоек. Специальные устройства для постов регулировки углов установки колес оснащаются стойками, которые «следят», чтобы автомобиль находился параллельно поверхности при выполнении работ.