
Побольше масла!
Масло для двигателя – как кровь для человеческого организма: когда падает давление, меры нужно принимать без промедления. Задиры на шейках и кулачках валов, падение компрессии, «залегшие» клапаны и… остановка мотора. Но резкое падение давления до нуля – редкость, чаще всего оно снижается постепенно вследствие старения материалов и износа трущихся пар.
Масло для двигателя – как кровь для человеческого организма: когда падает давление, меры нужно принимать без промедления. Задиры на шейках и кулачках валов, падение компрессии, «залегшие» клапаны и… остановка мотора. Но резкое падение давления до нуля – редкость, чаще всего оно снижается постепенно вследствие старения материалов и износа трущихся пар.
Пары трения
Обеспечивают подвижность и охлаждение деталей. Требуют постоянной смазки под давлением.
Неисправности: Снижение давления в системе из-за увеличения зазоров смазываемых трущихся пар.
Ремонт: Замена/восстановление деталей.
Масляный насос
Служит для подачи масла к поверхностям трения под давлением. Состоит из корпуса с крышкой, шестерен с валами, редукционного клапана, приводного механизма.
Неисправности: отказ из-за поломки привода, снижение производительности из-за износа деталей корпуса, шестерен и валов, засорения редукционного клапана.
Ремонт: замена деталей, корпуса или насоса в сборе, чистка и регулировка редукционного клапана.
Фильтр
Служит для очистки масла.
Состоит из корпуса и фильтрующего элемента, перепускного и противодренажного клапанов.
Неисправности: постоянное движение масла через перепускной клапан в обход фильтрующего элемента из-за его засорения, падение давления из-за заклинивания противодренажного клапана.
Ремонт: замена фильтра или элемента, регулировка клапанов (у разборного фильтра).
Картер
Служит для хранения запаса масла и его охлаждения.
Состоит из поддона, сливной пробки, иногда – съемного люка-крышки.
Неисправности: нарушение герметичности из-за старения прокладки или разрушения вследствие удара о препятствие, засорение шлаками некачественных масел.
Ремонт: замена прокладок, поддона, рихтовка, промывка.
Вспомогательные системы
Системы, приводимые в действие давлением масла: гидрокомпенсаторы зазоров клапанов, гидронатяжители, фазорегуляторы и т. п.
Неисправности: снижение давления в системе смазки, стуки из-за износа сопрягаемых деталей.
Ремонт: замена изношенных деталей, узлов.
Каналы
Служат для подвода масла к парам трения.
Неисправности: засорение отложениями, реже – разгерметизация вследствие выпадения пробок, разрыва шлангов, повреждения прокладок и датчиков.
Ремонт: промывка, подтяжка штуцеров. Замена или восстановление деталей.
Система вентиляции картера
Служит для отвода газов из картера и из-под крышки клапанного механизма.
Состоит из вытяжных трубопроводов, фильтра-маслоотделителя.
Неисправности: течи масла из двигателя через сальники, прокладки и стыки деталей из-за нарушения герметичности системы вентиляции или засорения трубопроводов и фильтра. Замасливание свечей и каналов впуска.
Ремонт: устранение неплотностей трубопроводов, замена деталей, очистка трубопроводов и фильтра-маслоотделителя.
Маслоприемник
Служит для забора масла из картера и подачи его в систему смазки.
Состоит из корпуса с крупноячеистой сеткой и патрубка.
Неисправности: снижение давления из-за засорения сетки шлаковыми отложениями или разрушения патрубка деформированным поддоном после наезда на препятствие.
Ремонт: очистка, промывка и рихтовка сетки, замена или ремонт деталей.
Важно!
Признаками проблем в системе смазки являются не только горящая контрольная лампа, но и шумы, и повышенная температура мотора.