Peugeot 308 стал очередным «львом» вслед за моделью 207, в распоряжении которого появилось новое семейство бензиновых двигателей линейки EP, разработанных концернами PSA и BMW Group. Удачное сотрудничество позволило создать серию очень высокотехнологичных агрегатов.
 |  | Peugeot 308 стал очередным «львом» вслед за моделью 207, в распоряжении которого появилось новое семейство бензиновых двигателей линейки EP, разработанных концернами PSA и BMW Group. Удачное сотрудничество позволило создать серию очень высокотехнологичных агрегатов. |
Кроме Peugeot 308 и 207, агрегатами ЕР (кодовое название Prince) комплектуются Citroёn C4 и Mini (One, Cooper и Cooper S). Все моторы производятся на суперсовременном заводе концерна PSA Franciase de Mechanique в городе Дуврине на севере Франции. С его конвейера ежедневно сходит 2500 силовых агрегатов. В процессе изготовления двигателей семейства ЕР применено множество передовых технических решений. Так, коленчатые валы балансируются без использования дополнительных противовесов, а при производстве шатунов применяется двухэтапная ковка и др. Контроль качества осуществляется на каждом этапе выпуска деталей.
Кто главный?
Перед тем, как начать совместный проект по созданию моторов ЕР, и немцы, и французы четко распределили обязанности. Первые отвечают за разработку и контроль, PSA же – за подготовку производства двигателей. Баварцы внесли в конструкцию механизмов множество собственных технических инноваций, сделавших ее совершенной. Например, современная система изменения фаз газораспределения (безнаддувного мотора EP6) VTi (Variable valve lift and Timing injection) имеет много общего с фирменной технологией BMW Valvetronic, но в отличие от «баварской» системы двигатели EP6 окончательно не лишены дроссельной заслонки, хотя в большинстве режимов работы она остается полностью открытой, активизируясь лишь в случаях необходимости. Данная система оптимизирует работу двигателя (повышает КПД), обеспечивая увеличение мощности и крутящего момента при снижении расхода топлива и вредности выхлопных газов. Поэтому у 1,6-литрового 120-сильного бензинового «атмосферника» 88% крутящего момента доступно, уже начиная с 2000 об/мин. По расчетам инженеров, в зависимости от режима работы экономия бензина составляет от 8–10 до 15–18% (по сравнению с аналогичными по мощности моторами). Разумеется, двигатели EP6 легко укладываются в строгие экологические нормы Евро 4. Интересно и то, что такой мотор в принципе может «безболезненно» питаться даже недорогим 92-м бензином, хотя, учитывая качество топлива на украинских АЗС, представители Peugeot не советуют рисковать и рекомендуют заправляться только 95-м «плюс» и выше.
| |
Большая «улитка» принимает выхлопные газы от одной половины цилиндров, а меньшая – от другой. Обе они подают газы на одну и ту же турбину, эффективно раскручивая ее как на низких, так и на высоких оборотах. |
Еще более эффективны турбированные агрегаты THP (EP6DT) мощностью 140, 150 и 175 л. с. (последний не поставляется в Украину), оснащенные турбокомпрессором BorgWarner системы Twin-Scroll. Особенность таких моторов – раздельный выпускной коллектор с разной геометрией «улиток», которые подают отработавшие газы в турбокомпрессор от каждой пары цилиндров по отдельности. Так удалось добиться эффективной раскрутки турбины с самых низких оборотов, благодаря чему практически отсутствует эффект «турбоямы» и «полносильная» работа двигателя начинается уже с 1400 об/мин. Кроме того, присутствует система автономного жидкостного охлаждения турбокомпрессора, которой управляет бортовой компьютер, что позволяет обходиться без турботаймеров. Данное нововведение положительно сказывается на надежности и долговечности системы в целом. Двигатель EP6DT оборудован системами непосредственного впрыска топлива и изменения фаз газораспределения (VVT), а также охладителем нагнетаемого воздуха (интеркулером).
На закуску
Баварская сторона проекта решила не «мелочиться» и использовала в новых моторах насосы систем смазки и охлаждения двигателя с изменяемой производительностью. Данное новшество было успешно опробовано на современных рядных «шестерках» BMW и с небольшими изменениями перекочевало на Peugeot. Система подает к узлам трения масло в оптимальном количестве под нужным в конкретный момент давлением. Это позволяет экономить до 1% топлива и до 1.25 кВт (около 2 л. с.) затрачиваемой мощности. То же касается и охлаждения: скорость циркуляции антифриза нарастает по мере увеличения рабочей температуры двигателя.
Кропотливая совместная работа двух гигантов автомобильной индустрии привела к логическому результату. Под капотом машин и немецкого, и французского концернов – ультрасовременные «сердца», позволяющие им гармонично соответствовать эре высоких технологий.
Тягово-скоростные характеристики моторов серии EP* |
|
 |
 |
Конструкция и работа VTi
В ГРМ двигателей EP6 на Peugeot 308 привычная схема – впускной распределительный вал (1) – коромысло – клапан была дополнена эксцентриковым валом (2) и промежуточным рычагом (3). Поворот эксцентрикового вала (2) осуществляется электроприводом. Шаговый электродвигатель, управляемый компьютером, поворачивая эксцентриковый вал (2), увеличивает или уменьшает плечо промежуточного рычага (3), задавая необходимую свободу перемещения коромыслу (4), с одной стороны опирающемуся на гидрокомпенсатор (5), а с другой – воздействующему на впускной клапан (6). Меняется плечо промежуточного рычага (3) – меняется высота подъема клапанов от 0.2 мм до 9.5 мм в соответствии с нагрузкой на двигатель. |
|
 |
 | Характеристика моторов серии EP* |
Применение | Peugeot 207, 308, Mini Cooper | Peugeot 308 c АКП | Peugeot 207 GT/CC и Peugeot 308 | Модель мотора | ЕР6 | EP6DT – AL4 | EP6DT | Тип | бенз. c распр. впр. | бенз. c непоср. впр., турбонаддув (давление наддува 0,8 бар) | бенз. c непоср. впр., турбонаддув (давление наддува 0,8 бар) | Рабочий объем, см куб. | 1598 | 1598 | 1598 | Мощность, кВт (л. с.)/об/мин | 88(120)/6000 | 103(140)/6000 | 110(150)5800 | Крутящий момент, Нм/об/мин | 160/4250 | 240/1400–3600 | 240/1400–4000 | Степень сжатия | 11.1:1 | 10.5:1 | 10.5:1 | Расп. и кво цил./кл. на цил. | R4/4 | R4/4 | R4/4 | Привод ГРМ | цепной | цепной | цепной | Материал блока цилиндров/головки блока цилиндров | алюминиевый сплав | алюминиевый сплав | алюминиевый сплав | Соответствие экологическим нормам | Евро 4 | Евро 4 | Евро 4 | Топливо | неэтилированный бензин А95+; А98 | неэтилированный бензин А95+; А98 | неэтилированный бензин А95+; А98 |
|
Роман Базай
Фото Peugeot, BMW