От чего зависит яркость фар: Почему у соседа ярче

На «Жигулях» моего соседа, таких же, как мои, свет фар заметно ярче. Я знаю, что лампы стареют, но моложе как раз моя машина. Почему же ее свет слабее?

На «Жигулях» моего соседа, таких же, как мои, свет фар заметно ярче. Я знаю, что лампы стареют, но моложе как раз моя машина. Почему же ее свет слабее?

Отработавшая больший срок лампа (справа), хоть и не перегорела, выдает себя более темным стеклом колбы.

На «Жигулях» моего соседа, таких же, как мои, свет фар заметно ярче. Я знаю, что лампы стареют, но моложе как раз моя машина. Почему же ее свет слабее?

К. Компаниец, г. Полтава

Прежде всего следует напомнить, что тускнеют только обычные, негалогенные лампы накаливания. Но их «старение» зависит не от года выпуска машины, а от наработки, т.е. от суммарной длительности их работы. Причина уменьшения яркости – процесс эрозии вольфрама, который, испаряясь с раскаленной нити накала, оседает на внутренней поверхности колбы. После 300 – 400 часов работы лампы осевший на стекло слой металла становится заметным даже на глаз – на стекле появляется зеркальная тонировка. Естественно, из-за этого существенно ухудшается светоотдача лампочки. Машина читателя по сравнению с соседской наверняка чаще эксплуатировалась ночью.

Еще одна распространенная причина, по которой яркость фар у двух одинаковых машин разная, заключена в специфике системы электрооборудования транспортных средств. Как известно, генератор переменного тока постоянно изменяет частоту своего вращения, поскольку приводится в движении от коленвала двигателя. Встроенный в схему реле-регулятор призван поддерживать напряжение в бортовой сети на одном уровне независимо от оборотов. Но особенности автомобильной электротехники таковы, что напряжение стабилизировано только в некоторых пределах. Например, в «Жигулях» и «Самарах» реле поддерживает вольтаж в диапазоне 13,6 – 14,6 В. Но отдельные экземпляры этих приборов имеют немалый разброс характеристик. На одной машине реле обеспечит нижнее значение указанного диапазона, а на другой регулятор постоянно выдает величину, близкую к максимальной. Лампы же реагируют на разницу в один вольт изменением яркости свечения, что заметно визуально. Возможно, проблема, возникшая у автора письма, связана именно с этим.

К слову, поступающие в продажу реле часто бывают некачественными. Именно поэтому некоторые автомобилисты берут по договору с продавцом сразу несколько одинаковых «релюшек» нужного типа, чтобы уже на автомобиле с помощью тестера подобрать образец с приемлемыми параметрами.

Наконец, причиной «желтого», неяркого света фар (или одной фары) могут быть окисленные контакты в цепи питания – коробке предохранителей, разъемах цоколя, «массовом» проводе. Чаще всего «виноват» именно плохой контакт фары с «массой» – вследствие окисления или коррозии. В этом случае помогает простая зачистка контактных поверхностей.

Подготовили Владимир Корницкий, Дмитрий Чабан, Игорь Широкун, Сергей Матусяк
Фото Андрея Яцуляка