X

Оптимальный вариант

Может ли периодичность техобслуживания повлиять на ресурс двигателя?

Может ли периодичность техобслуживания повлиять на ресурс двигателя?

Автопроизводители регламентируют периодичность замены масла (из расчета сохранения его свойств) в смешанном режиме эксплуатации автомобиля в нормальных условиях (хорошие дороги, качественное топливо, низкая запыленность воздуха, равнинный рельеф местности и т. п.). Если машина поставляется на рынок страны с иными дорожными условиями, то парамет­ры периодичности ТО изменяют с учетом вышеупомянутых особенностей. Однако при этом далеко не всегда учитывают, что к перечисленным негативным факторам может прибавиться еще несколько, например, очень неблагоприятный режим движения в пробках stop&go, который также заметно снижает ресурс масла. Почему? Давайте размышлять.

Город – трасса

Для начала такой пример: ресурс двигателей автомобилей, которые эксплуатируются в основном на междугородных трассах, иногда в несколько раз выше, чем у тех, которые не покидают городских улиц. В городском режиме движения в отличие от загородного на порядок чаще приходится останавливаться и трогаться с места, многократно переключая передачи и раскручивая двигатель до определенных оборотов. При этом рабочие поверхности деталей – стенки цилиндров, поршневые кольца, юбки поршней и др. – испытывают повышенное давление, что и приводит к ускоренному износу деталей. Чтобы минимизировать износ их рабочих поверхностей, любой ДВС оснащен системой смазки, которая, собственно, и должна этому противостоять. Но почему же она не защищает от износа? Чтобы понять это, давайте копнем глубже. Существуют несколько факторов, обуславливающих данную особенность. Во-первых, в городском режиме эксплуатации дальность поездок короче, поэтому количество пусков мотора всегда больше, а это режим, в котором из-за нехватки масла двигатель подвергается интенсивному износу. Во-вторых, мотор работает в режиме значительных знакопеременных нагрузок, при более высоких температурах и разжижении масла обогащенной топливо-воздушной смесью. А это приводит к ускоренному окислению, т. е. старению моторного масла, когда оно теряет свои свойства и не обеспечивает эффективную защиту от износа. Эти процессы усугубляет еще и третий фактор: детали цилиндро-поршневой группы, кривошипно-шатунного механизма и др. в условиях городских пробок совершают намного больше перемещений (движений), чем при таком же пробеге по трассе. Если говорить более точно, то объем работы, который выполняет двигатель в городе, иногда равноценен двукратному пробегу автомобиля по загородной трассе.

Пока в Украине можно найти только одно моторное масло, специально созданное в Германии под жесткие условия эксплуатации, – Bizol Green Oil. Оно не требует сокращения интервалов замены.

Выход из ситуации

Как же снизить вероятность ускоренного износа в городских условиях? Есть три пути. Первый – самостоятельно сократить интервалы техобслуживания, но при этом нужно будет переплачивать за выполнение работ и фильтры, а кроме того, придется потерять больше времени. Второй – применять моторное масло, которое специально создано под такие жесткие условия эксплуатации и не требует сокращения интервалов замены. Такое масло существует в ассортименте продукции немецкого бренда Bizol – это Green Oil, которое уже продается в Украине. Третий вариант – в процессе эксплуатации автомобиля пользоваться услугами лаборатории, в которой можно проверить состояние масла. В этом случае возникают неудобства с необходимостью регулярного (каждые 2 тыс. км после 5 тыс. км пробега) отбора масла и его доставки в лабораторию, услуги которой также не бесплатные. Какой из этих вариантов выбрать – решать вам.

Расход топлива

Косвенно судить о повышенной механической и тепловой нагрузке на двигатель можно по среднему расходу горючего в разных условиях. В городе он, естест­венно, выше. А чем больше сгорает топлива, тем больше выделяется тепла и возрастают механическая нагрузка на детали двигателя и силы трения между ними, что ухудшает свойства масла и приводит к интенсивному износу деталей.

Электронный дегустатор

Периодичность замены масла может определять электронный блок управления двигателя. В зависимости от технологичности этой функции в конкретном автомобиле рекомендации могут даваться на основании:

  • пробега автомобиля;
  • пробега автомобиля и количества холодных запусков;
  • пробега автомобиля и показаний датчика качества масла.

 

Характер работы деталей двигателя (VW 1,6 MPI) при пробеге 100 км

Режимы эксплуатации

Город

Смешанный цикл

Трасса

Средняя скорость движения, км/ч

30

60

100

Средние обороты, об/мин

1 800

2 300

3 000

Количество ходов поршня

720 000

460 000

360 000

Количество оборотов коленвала

360 000

230 000

180 000

Юрий Дацык
Фото из архива редакции