Октановое число и мощность
Слышал, что гонщики используют топливо с большим, чем обычно, октановым числом. Как влияет этот параметр на мощность двигателя? Как происходит настройка мотора под то или иное октановое число?
ЭКСПЕРТ. Андрей Александров. Чемпион Украины по ралли в абсолютном зачете 2005 года |
| |
Само по себе октановое число на мощность мотора непосредственно не влияет. Оно лишь обеспечивает высокую детонационную стойкость топлива, что дает возможность поднять термический коэффициент полезного действия (КПД) двигателя. Термический КПД – это показатель эффективности расширения рабочего тела (в нашем случае – топлива) в момент сгорания. А это один из главных параметров, который напрямую влияет на мощность мотора.
Высокое октановое число горючего говорит о возможности более сильного сжатия (т. е. до меньшего объема) топливо-воздушной смеси во время работы двигателя. Используя высокооктановое топливо, можно уменьшить камеру сгорания, т. е. увеличить степень сжатия, что повышает термический КПД. Поэтому настройка спортивного двигателя на определенное октановое число производится на стадии проектирования силового агрегата. Невозможно реализовать все преимущества высокооктанового топлива в моторе, который для него не предназначен.
В серийных турбированных двигателях при нагнетании воздуха в цилиндры из-за роста давления повышается склонность к детонации. Чтобы избежать этого явления, данные моторы делают с большей камерой сгорания, т. е. с меньшей степенью сжатия. В таких моторах можно задействовать запас детонационной стойкости высокооктанового топлива. Вот и получается, что использование бензина с большим октановым числом (например, 102) позволяет повышать давление наддува, увеличивая тем самым мощность двигателя. Мы в своем боевом автомобиле Subaru Impreza WRX Sti Spec C используем популярное в Украине «спортивное» топливо марки Elf Turbo Max, которое имеет октановое число 102. Один литр такого топлива стоит 5,5 евро.