Вы слушали симфонический оркестр в концертном зале консерватории? Посещали костел, чтобы почувствовать неповторимое дыхание органа? Впечатления незабываемые! Бесспорно, такое звучание невозможно в другом помещении или на открытой площадке. Так же обстоит дело и с цветом при покраске автомобиля.
Вы слушали симфонический оркестр в концертном зале консерватории? Посещали костел, чтобы почувствовать неповторимое дыхание органа? Впечатления незабываемые! Бесспорно, такое звучание невозможно в другом помещении или на открытой площадке. Так же обстоит дело и с цветом при покраске автомобиля.
Вы слушали симфонический оркестр в концертном зале консерватории? Посещали костел, чтобы почувствовать неповторимое дыхание органа? Впечатления незабываемые! Бесспорно, такое звучание невозможно в другом помещении или на открытой площадке. Так же обстоит дело и с цветом при покраске автомобиля. |
Необходимо и достаточно
Проходят времена, когда автомобили красили в сараях и гаражах с помощью пульверизатора и пылесоса. Свойства современных лакокрасочных материалов (ЛКМ) диктуют совсем иные условия их нанесения. Стойкое покрытие, практически не отличающееся от заводского, можно получить только при соблюдении технологии нанесения ЛКМ и строгой выдержке температурных режимов в различных стадиях цикла покраски автомобиля.
По принципу работы ОСК мало чем отличаются друг от друга. На первый взгляд – белый домик с окнами и вентиляторами. Отличия их заключаются в деталях и незаметны для непосвященных. Любая окрасочно-сушильная камера состоит из кабины (места проведения окрасочных работ и сушки) и термовентиляционной группы.
Как концертный зал не издаст ни звука без оркестра, так и ОСК сама не покрасит машину. Осуществляет это маляр, вооруженный краскопультом. Для получения качественного окрасочного слоя автомобиль должен находится в потоке нисходящего, прогретого до 25°С воздуха, движущегося ламинарно без завихрений со скоростью не ниже 0,2 м/с. Когда маляр в процессе окраски плавно перемещает окрасочный пистолет, равномерно движущиеся сверху вниз (от потолка к полу камеры) потоки воздуха уносят пыль, пары растворителя и мелкодисперсные частицы краски.
Что дает окраска в ОСК? В первую очередь, значительно больший коэффициент использования ЛКМ – 50 – 60% (под «открытым небом» – не более 30%), во-вторых – исключение дефектов и плохого качества покрытия благодаря отсутствию частиц пыли и хаотичного движения воздуха.
Если музыкант талантлив, а инструмент настроен, то дело только за акустическими характеристиками зала. То же и с автомалярами – для профессиональной работы им необходима ОСК с соответствующими эксплуатационными характеристиками. К примеру, требования к отсутствию пыли и условиям освещенности внутри кабины гораздо выше, чем в некоторых операционных медицинских учреждений. Речь идет, конечно же, о хороших камерах, оснащенных множеством систем и подсистем, с продуманной и рациональной конструкцией всех без исключения составляющих. Это необходимо для получения однородного покрытия с одинаковой толщиной слоя краски по всей поверхности автомобиля.
А теперь представьте ситуацию… Маляр отрегулировал скорость и силу распыления краски, выбрал необходимую дистанцию между окрашиваемой поверхностью и соплом-наконечником окрасочного пистолета, с определенной скоростью ведет этот инструмент, распыляя лак или краску. Все эти приготовления и калибровки пойдут насмарку, даже если изменится скорость потока воздуха, который огибает машину (не говоря уже о дуновении ветра при окраске вне стен ОСК). Толщина слоя покрытия будет неравномерной.
Партитура маляра
В отличие от классической музыки, развитие покрасочного искусства основывается на инновационных достижениях. В 70 – 80-е годы использовались алкидные краски, требующие высокой температуры сушки (110 – 130°С). Сейчас многие материалы можно сушить вне стен кабины ОСК – на постах подготовки с помощью инфракрасных излучателей. Но при этом должны обеспечиваться необходимые чистота воздуха и возможность удаления паров растворителей. Температура сушки большинства современных красок составляет 60°С, а камеру не нужно разогревать выше 80°С (это оптимальная температура для «розлива» краски и удаления из нее растворителей).
Путь воздуха в процессе покраски сходен для всех камер. Вентиляторы нагнетают окружающий свежий воздух к теплоагрегату. Здесь воздух прогревается до нужной температуры. Тепло получают в результате сжигания в горелке дизтоплива или газа (нагрев электричеством, водой или паром не применяется ввиду экономической нецелесообразности). После предварительной очистки воздух поступает в так называемый пленум – потолочное пространство с фильтрами и рассекателем. Далее через фильтры тонкой очистки, огибая автомобиль, захватив красящие летучие продукты и пигменты, воздух направляется вниз к решеткам пола, откуда, пройдя напольные краскоостанавливающие фильтры, удаляется блоком вытяжной вентиляции.
Маляр накладывает краску в несколько слоев (рекомендуемая температура – 20°С). В промежутках между их нанесением либо перед конечным покрытием и фазой сушки имеет место фаза выдержки, или «продувки». Роль этой стадии – дать краске возможность равномерно распространиться по поверхности, на которую она наносится, а также убрать часть растворителей, предотвратив этим появление неоднородностей. В течение этой фазы (примерно от 10 до 30 минут) воздух движется по той же схеме.
Дирижировать, то есть управлять работой ОСК, маляр может с отдельного пульта. Состояние всех управляемых агрегатов (двигателей, горелок, систем рециркуляции и освещения) отображают мнемосхемы и сигнальные индикаторы пульта.
Занавес
И вот финальные аккорды партии окраски. Маляр покидает камеру, оставив там сверкающий свежеокрашенный автомобиль. Начинается режим сушки. При переключении в него горелка теплообменника разогревает воздух до необходимой температуры. Путь воздуха несколько изменяется системой рециркуляции в режиме сушки, которой оснащены более совершенные ОСК. 90% воздуха, прошедшего через кабину камеры, направляются обратно в зону сушки. При этом в прогреве нуждается только 10% всего входящего воздушного потока. Таким образом обеспечивается экономия топлива.
Есть и другие варианты финальных аккордов – просушивание окрашенных поверхностей с помощью ИК-сушек. В этом случае целесообразнее использовать сдвоенные камеры с подъемной стенкой-перегородкой и подвижным трапом для перемещения автомобиля. Можно также проводить сушку инфракрасными лучами на постах подготовки (только для некоторых лакокрасочных систем). Но это уже иная «акустика», иная производительность и тема отдельного разговора.
Эксплуатационные характеристики камер, такие как воздухообмен, экономичность, тепловая мощность, безопасность, простота технического обслуживания и прочие, целиком зависят от конструктивных особенностей ОСК – исполнения полов, стен, потолка, ворот, конструкции агрегатной группы и т. д. Зная, как различные их варианты влияют на создание условий для качественной окраски автомобиля, намного проще подобрать ОСК под «свое» СТО. Но более подробно об этом – в следующий раз.
|
Режимы окраски и сушки различных классов автомобилей |
|