«Огнеупорные» тормоза
Правда ли, что керамические диски лучше металлических?
![]() | |
| |
![]() |
Тормозные диски, изготовленные из керамических композитных материалов, обладают рядом преимуществ по сравнению с металлическими, которые обычно делаются из чугуна (популярность этого металла объясняется хорошими фрикционными свойствами и невысокой стоимостью производства).
Керамические диски почти вдвое легче металлических. Это позволяет значительно уменьшить вес неподрессоренных и вращающихся масс автомобиля, что положительно отражается на динамике его разгона, ходовых характеристиках и условиях работы подвески.
Керамические диски, в отличие от металлических, не склонны к короблению, не ржавеют и сохраняют свои рабочие свойства даже при температуре 1000ОС. Такая «огнеупорность» обеспечивается в основном свойствами композитного материала.
Ресурс керамических дисков в случае их использования на обычных легковых машинах можно определить лишь теоретически: для спокойной езды они практически непригодны, так как требуют прогрева до температуры не менее 200ОС. Поэтому такие диски, как правило, устанавливаются только на серийные спорткары (например, Merсedes-Benz SLR, Porsche Carrera GT и др.), а также на гоночные болиды. В паре с керамическими дисками могут работать тормозные колодки как с металлическими накладками, так и из композитного материала.
Обладая высокой прочностью и твердостью, керамические диски все же изнашиваются (появляются «буртики», царапины, трещины и т. п.). Но, в отличие от металлических, при повреждениях они ремонту не подлежат. Ресурс дисков в значительной степени зависит от условий их эксплуатации. Так, во время 24-часовых гонок Le Mans металлические из-за износа приходится менять несколько раз. А керамические, по утверждению разработчиков современных тормозных систем, способны «выдержать» всю гонку. Если бы установка керамических дисков на обычный легковой автомобиль была возможной, срок их службы в 7 – 10 раз превысил бы ресурс чугунных.
Стоит заметить, что керамические диски намного дороже металлических. Так, «огнеупорный» комплект (4 шт.), устанавливаемый на Porsche 911 и Ferrari Enzo, стоит около $7800.