X

Навигационные системы: Налево пойдешь…

Каждый водитель хотя бы раз в жизни спрашивал дорогу у других. Зачастую, потом он тихим, почти нежным, голосом материл бестолковых доброжелателей, которые, например, вместо вправо, сказали влево и наоборот. В итоге, большинство полагается на свою сообразительность и на карты времен похода Ганнибала на Рим, где «Рим» располагается с точностью плюс-минус три локтя по карте.

Каждый водитель хотя бы раз в жизни спрашивал дорогу у других. Зачастую, потом он тихим, почти нежным, голосом материл бестолковых доброжелателей, которые, например, вместо вправо, сказали влево и наоборот. В итоге, большинство полагается на свою сообразительность и на карты времен похода Ганнибала на Рим, где «Рим» располагается с точностью плюс-минус три локтя по карте.

Навигационные системы

Каждый водитель хотя бы раз в жизни спрашивал дорогу у других. Зачастую, потом он тихим, почти нежным, голосом материл бестолковых доброжелателей, которые, например, вместо вправо, сказали влево и наоборот. В итоге, большинство полагается на свою сообразительность и на карты времен похода Ганнибала на Рим, где «Рим» располагается с точностью плюс-минус три локтя по карте. В конечном счете от этого проигрывают все: водители, рыскающие по безымянным раздолбанным трактам, сотрудники ГАИ, хронически страдающие от нехватки полноценных нарушителей, бензоколонки, на которых некому залить разбавленного топлива, кафе, прозябающие в одиночестве и, наконец, гостиницы, переполненные не постояльцами, а тараканами.

В нашей стране такой автомобильный апокалипсис будет продолжаться еще долго, если не всегда. А вот в странах развитого капитализма проблема блужданий по незнакомым дорогам решена раз и навсегда. Решили ее вездесущие компьютеры. Решили с блеском, размахом и помпой. Теперь любой водитель может установить в свой автомобиль навигационную систему и ни у кого ничего не спрашивать. Вмешательство человека минимально – вводите данные о вашем месторасположении и месте прибытия. За считанные доли секунды компьютер, в память которого записаны самые свежие карты местности, просчитывает наиболее короткий маршрут и во время пути высвечивает на цветном высокоточном дисплее все нужные повороты. К тому же изображение дублируется голосом: из встроенного динамика время от времени приятный женский или мужской голос (кому как нравится) сообщает, что, например, через триста метров будет поворот направо. Если Вы все же поворот прозевали, навигационная система мгновенно просчитывает новый маршрут, и Вы все равно попадете именно туда, куда направлялись. А если где-то начались ремонтные работы или собралась пробка и проезд невозможен, то компьютер своевременно известит вас и вы опять же без нервотрепки, вовремя и быстро очутитесь в указанной вами точке. Обнаглевшие от суперсервиса американцы и японцы, даже имеют возможность запрограммировать систему так, чтобы по пути следования встречались выбранные ими отели, рестораны, магазины, да что угодно – компьютер все сделает. Никаких проблем для владельца навигационной системы не существует – как говорится «введено – сделано». И никаких фраз типа: «Кто бы мог подумать!» или «Ну, забыл, так получилось».

Дочитав до этого места, любой уважающий себя читатель должен либо выбросить статью в мусорную корзину либо спросить, а как же эта система работает. Ведь, если все дело в компакт-дисках на которых записаны карты, то откуда информация о пробках и ремонтных работах? И как часто нужно менять те самые компакты, если ситуация на дорогах меняется ежеминутно? И, действительно, все не так просто. Помимо компактов, навигационная система работает на базе глобальной спутниковой системы радиоопределения. Спутник, выведенный на космическую орбиту, связывается с «навигатором» и определяет, местоположение автомобиля, затем срабатывают датчики считывающие информацию со спидометра, и пьезоэлектрический гиродатчик, определяющий направление автомобиля. Компьютер молниеносно обрабатывает все полученные данные и вносит корректировку в маршрут. Информация о пробках, ремонтных работах и прочих «прелестях» дорожной жизни получается при помощи того же спутника. За это в некоторых странах отвечает целая дорожная информационная служба.

Производят навигационные системы только такие именитые фирмы-гиганты как ALPINE, BLAUPUNKT, BOSCH и PHILIPS. Стоит их продукция, как вы понимаете, очень и очень не дешево. Цены могут колебаться от 2000 долларов и до… до упора, когда продав «навигатор» можно купить новую «девятку». Существуют системы и подороже, но как говорится «умом японцев не понять, аршином общим не измерять».

Могут ли в Украине появиться навигационные системы? С уверенностью можно сказать, что да. Но лишь в качестве красивого интерьера в машине. И максимум для чего ее можно будет приспособить, так это для просмотра видеофильмов. Ибо для внедрения такого проекта нужно иметь минимум три составляющие: дороги, деньги и мозги. С дорогами у нас все нормально – их нет, с деньгами просто чудесно – их наличие даже не предвидится, что касается мозгов, то они уже давно уехали за границу. Но даже, если в нас вложат сотни миллионов долларов инвестиций и привлекут «чужие мозги», то и тогда проект будет обречен на грандиозный провал. Крест на всем поставит специфика нашего бытия. Никакой, даже пентагоновский суперкомпьютер не подберет маршрут в стольном граде Киеве, где с утра до вечера сначала кладут асфальт, потом кладут трубы, потом опять кладут асфальт, потом снова кладут трубы. И так до вечера, когда обычно заканчиваются либо трубы, либо асфальт и все переносится на следующий день. До утра хороший компьютер, конечно, разберется, но ведь у нас есть президент, премьер-министр и многочисленные почетные гости столицы. И именно они по странному совпадению ездят по уцелевшим от трубопроводчиков дорогам. Может и здесь бы «навигатор» разобрался, но как ему объяснить, что некоторые дорожные знаки у нас мигрируют вслед за сотрудниками ГАИ. Как тупой, ограниченной машине втолковать, что если в 12. 00 вы ехали по улице и «кирпича» не было, то это еще не означает, что на обратном пути в 19.00 его там не будет. Еще как будет, и не один, а в компании сами знаете, кого. И этот самый «кто-то» обязательно докажет вам, что кирпич висит на вашей улице со времен фараонов. И ничего, что свежеприкручен. Но окончательно «заграничную штучку», наверное, доконают переименования улиц. У нас это «процесс, застывший в процессе». Кому не ясно, поясняю – переименованную улицу вновь переименовывают, но окончательно не утверждают, посему по четной стороне – одно, по нечетной – другое, на карте, в зависимости от месяца печати – третье, и, наконец, указателей улицы может вообще не быть. Что, после такого массированного информационного безумия может сделать навигационная система? Ответа всего три: первый – тихо и без шума сгорит; второй – посоветует пользоваться услугами метрополитена; и третий (философский) – выдаст знаменитые метафизические пророчества типа, направо пойдешь – и, вообще, не едь – козленочком станешь.

«Грубо, зримо» – скажет читатель. Так в одной стране живем и по одним дорогам ездим. И мнение автора: нам заграничные навигационные системы не нужны. У наших водителей, такие компьютеры в голове, что можно начинать экспортировать украинскую навигационную систему. Никаких тебе батареек, три раза в день покормил, вечером попоил и все – работает, как зверь. И, главное, никогда не подведет в экстремальной ситуации – всех до пятого колена обложит, по встречной проскочит, под кирпич проедет, через осевую развернется и порядок: вы – на месте, машина – на штрафплощадке.

А если серьезно, то, конечно, очень хочется, чтобы навигационные системы получили распространение и у нас. Это удобно, безопасно, экономит время и бережет нервы. Но, увы, в ближайшие 10-15 лет в Украине, наверное, навигаторами будут служить снующие по тротуарам бабушки и дедушки. А там, глядишь и мы по тротуарам сновать начнем – было бы кому дорогу подсказывать.

И.А. Автоцентр