Дороги нынешней зимой снова заставляют многих автовладельцев пользоваться запасным колесом. А может ли запаска изменить характеристики автомобиля? На этот вопрос мы искали ответ путем эксперимента.
Дороги нынешней зимой снова заставляют многих автовладельцев пользоваться запасным колесом. А может ли запаска изменить характеристики автомобиля? На этот вопрос мы искали ответ путем эксперимента.
Дороги нынешней зимой снова заставляют многих автовладельцев пользоваться запасным колесом. А может ли запаска изменить характеристики автомобиля? На этот вопрос мы искали ответ путем эксперимента.
Данная тема является актуальной по очень простой причине – у 99-ти процентов автовладельцев функцию запасного колеса круглогодично выполняет летняя шина! Неужели только одно летнее колесо может существенно изменить поведение автомобиля зимой? Оказывается, может! В этом мы убедились в ходе нашего эксперимента, который провели на тестовой Skoda Octavia A5 с ABS. Для начала понаблюдали, как ведет себя машина на зимних покрышках. Тест состоял из испытаний на двух покрытиях – на сухом и обледенелом асфальте. При этом проверялись управляемость и длина тормозного пути.
Сухой асфальт
Второй тест – торможение с 80 км/ч до 5 км/ч (при -3°С). Здесь разница в тормозном пути оказалась более чем впечатляющей. На зимних шинах он составил 27,2 м, а с одной летней запаской – 29,3 м! Больше двух метров при морозе всего в два градуса – очень серьезная цифра. При более низкой температуре, когда летняя резина еще больше дубеет, разница может увеличиться еще на несколько метров.
Так что, установив летнюю запаску, даже на асфальте следует изменить свой стиль вождения, помня, что тормозной путь будет длиннее, а при необходимости резких маневров вероятность возникновения сносов и заносов значительно возрастает.
Обледенение
Аналогичный тест провели и на обледенелом асфальте (при 6°С). Но попытки вычислить разницу при торможении с 90 км/ч не на гладком льду, а на льду со множеством неровностей показали опасность таких действий, так как автомобиль на запаске оказался труднопрогнозируемым – даже с ABS его бросало в разные стороны, что опасно даже на треке. Поэтому мы изменили скорость начала торможения, с которой прибор фиксировал замедление – 80 км/ч понизили до 40 км/ч. Разница в тормозном пути даже при такой малой скорости составила более шести метров. А ведь это больше, чем длина любого автомобиля. И если бы в дорожном потоке с обычным интервалом пришлось тормозить даже с такой небольшой скорости, аварии не избежать.
По управляемости разница также оказалась в разы ощутимее, чем на асфальте. Когда запаска стоит спереди, машина при маневрах отказывается слушаться руля, а когда сзади – ее значительно чаще приходится вытягивать из глубокого заноса.
Вывод
Результаты проведенного теста действительно малоутешительны. В случае установки запаски, функцию которой выполняет летняя шина (обычно еще конвейерная), управлять автомобилем следует намного осторожнее. Особенно это касается скользких покрытий, а тем более, если на машине нет антиблокировочной системы тормозов. И нужно как можно быстрее добраться до шиномонтажа, чтобы вернуть на «место» зимнюю шину!
Сухой асфальт (c 80 до 5 км/ч) | |
Зимние шины | 27,2 м |
С одной запаской | 29,3 м |
Обледенелый асфальт (с 40 до 5 км/ч) | |
Зимние шины | 28,3 м |
С одной запаской | 34,4 м |
Когда в запаске измеряли давление?
Ударопрочность шин
Попутно мы проверили, насколько давление в шинах влияет на вероятность их повреждения на наших нынче разбитых дорогах. Выбрав экстремальный участок с десятком ям с острыми краями глубиною до 30 см, мы обнаружили одну интересную закономерность – на скоростях в пределах требований Правил дорожного движения «порвать» шину с нормальным рабочим давлением нам так и не удалось. Может быть, ямы маловаты, но 30-сантиметровая глубина – это тоже немало. А что будет, если сымитировать температурное падение давления в шинах? Стоило нам приспустить колесо до 1,3 атм., как уже после первого заезда по «полосе препятствия» цель эксперимента была достигнута. «Порезанная» боковина приспущенного колеса – доказательство того, что давление в шинах, особенно при наших зимних перепадах температур, следует проверять чаще. И винить только одних дорожников в повреждении колес не всегда справедливо. Бывает и обоюдная вина!