На шипах в ожидании зимы
Сезон «переобувания» практически закончился. Казалось бы, все вопросы решены, но зима задерживается, и у автомобилистов, установивших шипованные шины, возникают вопросы. Мы попробуем ответить на некоторые, используя наш опыт тестирования шин.
Сезон «переобувания» практически закончился. Казалось бы, все вопросы решены, но зима задерживается, и у автомобилистов, установивших шипованные шины, возникают вопросы. Мы попробуем ответить на некоторые, используя наш опыт тестирования шин.
Не опасна ли езда на шипованных шинах на скоростях, близких к тем, которые допускаются индексом скорости шин?
Данный индекс предоставляет информацию о скорости автомобиля, при которой каркас шины с запасом выдерживает действующие на него центробежные силы, стремящиеся «разорвать» шину. Индекс максимально допустимой скорости для шипованных шин, в зависимости от их марки и модели, составляет от 160 до 190 км/ч. Однако отметим, что это не те скорости, на которых можно безопасно перемещаться на шипованных шинах, впрочем, как и на нешипованных арктического типа. Обусловлено это возможностями протектора обеспечивать требуемые сцепные свойства и управляемость: по данным характеристикам безопасности максимально допустимая скорость движения на подобных шинах значительно ниже. Так, даже на сухом асфальте на скорости около 100 км/ч резкие маневры могут стать причиной полной потери контроля над автомобилем. Поэтому рисковать не стоит. А если стрелка спидометра приблизилась или перешагнула отметку «100», то просчитывайте ситуацию на дороге с большим опережением, чтобы вовремя снизить скорость.
«Буквенный» индекс скорости – рядом с цифровым индексом нагрузки (Т – до 190 км/ч). | При экстремальной езде в теплую погоду можно не только потерять шипы, но и серьезно «порвать» протектор. |
Когда выше вероятность выпадения шипов – при вывороте колес на месте или при интенсивном разгоне и торможении?
При вывороте колес стоящего автомобиля вероятность утери шипов ниже, чем при интенсивных разгонах и торможениях. Причина в разных действующих силах и их величине. При повороте управляемых колес на шипы действуют меньшие боковые силы, так как шип под весом автомобиля утапливается в протекторный слой. При интенсивных разгонах и торможениях на шипы действуют довольно большие центробежные силы и силы инерции, которые максимально выдвигают шип наружу (1). При этом на шип еще и действуют огромные боковые силы (2) – в прямом или обратном направлении качения колеса. Из-за этих факторов на шип начинает действовать довольно большой крутящий момент (3), который, собственно, и способен вырвать его из гнезда.
Хотя при вывороте колес вероятность выпадения шипов меньше, чем при резком торможении и разгоне, поворачивать колеса все равно лучше в движении. |
Подходят ли шипованные шины для «заряженных» авто и можно ли вклеивать шипы?
Вооружить шипованными шинами «заряженную» версию какой-либо модели – задача непростая. Большой крутящий момент на колесах таких машин может быть причиной утери значительной части шипов всего за один зимний сезон. Как же этого избежать? Есть несколько вариантов решения данной проблемы. Во-первых, можно приобрести шины с вклеенными шипами, но такие серийно выпускает пока только один производитель – Continental (модель ContiIceContact). Второй вариант – подобрать шины с большей посадочной площадкой основания шипа. Такие есть в линейке Nokian. И третий вариант – посадить шипы на клей, который применяют автоспортсмены в шинах для ледовых трасс. Но отметим, что с самостоятельно вклеенными шипами шина может быть заметно шумнее, чем с обычной ошиповкой, и иметь худшие характеристики на асфальте, так как шип уже не может спрятаться ниже уровня покрышки.
Качественно посадить на клей уже установленные шипы практически невозможно, т. к. доступ клея на всю глубину их посадки ограничен. |
Что делать с шипами, пока на улице тепло и нет снега?
Плюсовая температура и постоянная езда по асфальту – не очень комфортные условия для «работы» шипованных шин. Однако снова «переобуваться» вряд ли стоит, так как в любой момент вас могут ждать зимние «радости» – лед, снег и мороз. Чтобы максимально сохранить свойства шипованных шин и не потерять шипы, нужно перестроиться на зимний стиль вождения. Здесь аналогию можно провести с режимом winter автоматической трансмиссии, когда переход на более высокую передачу происходит при более низких оборотах. При этом на колеса передается меньший крутящий момент, а значит, вероятность их пробуксовки значительно ниже. Именно плавность при разгонах, торможениях и маневрировании обеспечивает сохранность шипов при плюсовых температурах. Соответственно, переходить на высшую передачу желательно раньше, а чтобы избежать резких торможений, нужна большая дистанция до впереди идущего авто. В мороз эластичность резиновой смеси снижается, поэтому прочность посадки шипов повышается и они менее склонны к вырыванию из-за перегрузок.