
На хвосте практичности
Владельцы малого бизнеса обычно ищут автомобиль с огромным багажником или покупают грузопассажирский микроавтобус. А ведь достойной альтернативой этому может быть более компактная и экономичная легковушка и прицеп в придачу.
Владельцы малого бизнеса обычно ищут автомобиль с огромным багажником или покупают грузопассажирский микроавтобус. А ведь достойной альтернативой этому может быть более компактная и экономичная легковушка и прицеп в придачу.
В Украине популярность прицепов для легковых автомобилей и других легких транспортных средств значительно ниже, чем в большинстве европейских стран. Там люди уже давно привыкли считать деньги и не переплачивать за топливо, большую часть времени катаясь на машине с пустым багажником. Вот почему при нынешних ценах на бензин есть смысл и украинцам перенять опыт западных соседей, покупая компактные машины с ориентиром на дальнейшее приобретение прицепа. С недавних пор в Украине можно купить не только украинские прицепы, но и импортные, например, Thule, в ассортименте которых есть и специализированные изделия разного назначения. Расширяют список продукции и отечественные производители, делая прицепы под заказ. Кстати, некоторые из них используют и комплектующие зарубежных производителей, например, немецкой компании AL-KO.
Грузовые прицепы
Наиболее популярная группа прицепов – грузовые. В зависимости от размера кузова их можно разделить на три подгруппы – малые с кузовом 1440х940* мм, средние – 2030х1160* мм и большие – 2583х1283* мм (3500х1532* мм). Первые две, как правило, одноосные с 10-, 13- или 14-дюймовыми колесами. Их грузоподъемность, соответственно, до 490 и 1050 кг. Третья подгруппа – одноосные или двухосные грузоподъемностью от 408 до 2450 кг. Стоит отметить, что двухосные отличаются меньшей маневренностью и большим весом, поэтому больше подходят для джипов и микроавтобусов. Все прицепы общей массой более 750 кг оборудуются рабочим инерционным тормозом и, как правило, стояночным. В сегменте грузовых прицепов до сих пор доминировали отечественные прицепы, которые отличаются низкой стоимостью как прицепа (4000–8000 грн.), так и запчастей к нему. Зарубежные аналоги дороже (в два раза и более), но благодаря своей конструкции и используемым материалам (оцинкованный металл, «нержавейка» или алюминиевый сплав, пластиковые крылья) служат значительно дольше, практически не требуют обслуживания, да и функциональнее – позволяют раскладывать не только задний борт, но и передний. Кроме того, импортные аналоги имеют резино-жгутовую подвеску, в то время как наши испокон веков делают либо с пружинной, либо с рессорной. Другая отличительная черта прицепов разного происхождения – конструкция и тип тента. У отечественной и импортной продукции в «базе» это, как правило, натяжной тент, сделанный из брезента или другого водонепроницаемого материала. Такой вариант плох тем, что из-за влияния атмосферных факторов (солнце, дождь, снег, перепады температур) тент служит всего 2-3 года. К импортным прицепам в качестве опции или аксессуара (т. е. за дополнительную плату – от 500 евро) предлагается тент из ABS-пластика, который может быть разной конфигурации. Как отечественные, так и зарубежные производители в качестве опции предлагают дополнительные борта, которые позволяют увеличить объем кузова при необходимости перевозки сыпучих грузов с небольшим удельным весом или просто объемной поклажи. У некоторых импортных прицепов есть еще одна удобная функция – наклон кузова (не отсоединяя прицеп от автомобиля), что облегчает погрузку и выгрузку некоторых видов багажа. Существуют универсальные грузовые прицепы, предназначенные для перевозки самой разнообразной поклажи, начиная с песка, земли, гравия и заканчивая спецтехникой (небольшими экскаваторами, катками). У них широкий кузов с механизмом наклона, что позволяет погружать упомянутую технику. Отечественные и импортные прицепы можно сравнить еще по одному параметру – по количеству модификаций и функциональности. Украинские производители выпускают значительно меньше разновидностей прицепов, чем зарубежные, даже несмотря на то, что у нас могут делать эту продукцию под заказ. Да и по функциональности импортные в выигрыше, так как предоставляют возможность открытия нескольких бортов, а у некоторых есть механизм наклона кузова без отсоединения от тягача.
**На примере прицепов Thule
Преимущества и недостатки
Отечественные | |
Низкая стоимость прицепа (4000–8000 грн.) | Подвержен коррозии (необходимость антикоробработки) |
Невысокая стоимость запчастей | Невысокий ресурс |
Высокая ремонтопригодность | Недолговечность тента |
Импортные | |
Высокая антикорзащита | Большая цена прицепа (от 10000 грн.) |
Гарантия 2–5 лет | |
Более высокая функциональность | |
Высокие надежность и грузоподьемность | |
Возможность покупки пластикового тента разных размеров | Высокая стоимость запчастей и аксессуаров |
Специальная торсионная подвеска для прицепов | |
Широкий ассортимент |
Самосвалы
Для тех, кто занимается мелким строительным бизнесом или ремонтом дорог, незаменимым помощником будут прицепы-самосвалы. Они предназначены для перевозки сыпучих материалов (песка, гравия, щебня и т. п.). В зависимости от производителя и модели прицепа они оснащены механизмом подъема кузова только назад или осуществляющим подъем в одну из трех сторон (все борта – открывающиеся). При этом механизм может быть ручным – с рычажным гидронасосом или с электроприводом, в котором гидронасос приводит в действие электродвигатель, питаемый от аккумуляторной батареи, установленной в специальном боксе прицепа. Благодаря большим размерам кузова в нем можно перевозить и небольшую стройтехнику. Прицепы-самосвалы, как правило, делают двухосными и оснащают их рабочей (инерционной), стояночной и аварийной тормозной системой. Для удобства транспортировки прицепа вручную (без тягача) имеется направляющее колесо-опора, а для лучшей маневренности колеса спрятаны под кузовом.
![]() | ![]() |
Поднимать кузов ручным гидронасосом, в отличие от электропривода, довольно долго и неудобно. |
Закрытые боксы
Очень популярны за рубежом прицепы-боксы. Благодаря тому, что они закрытые, их можно использовать для перевозки аудио- и видео- аппаратуры, мебели, а также различной техники, например, мотоциклов. Эти прицепы привлекательны тем, что дают возможность транспортировки любого груза в целости и сохранности независимо от погодных условий и влияния других внешних факторов. Кроме того, они лучше защищены от воров. Такие прицепы поставляются с двойными дверями или погрузочной аппарелью (рампой). Стоят они от 45000 грн.
![]() | ![]() |
Для транспорта
Прицепы для перевозки ТС – также в основном зарубежного производства. С недавних пор на рынке представлены автовозы для транспортировки легковушек, мотоциклов, квадроциклов, стройтехники (мини-экскаваторов). Они могут быть нескольких типов – для легковых авто (до 1950 кг и до 2400 кг) и более тяжелых, например, микроавтобусов или внедорожников (с полной массой от 2500 до 3500 кг). Для удобства погрузки и разгрузки такие прицепы оснащают механизмом наклона платформы (с ручным гидроприводом) и лебедкой с ручным приводом для подачи автомобиля на платформу. Такие прицепы оснащают тормозными системами и направляющим колесом.
Для перевозки мототехники предлагаются «одноместные» и «двухместные» варианты (для одного и двух мотоциклов). Есть платформы для транспортировки одного квадроцикла.
![]() | ![]() |
![]() | Для удобства погрузки и выгрузки колесной техники прицепы этого типа имеют специальные трапы. |
Для водной техники
Любители водной техники могут выбрать прицепы для надувных и металлических лодок, катеров, водных мотоциклов и т. п. полной массой от 500 до 3500 кг. Причем в этом сегменте представлена продукция как отечественных производителей (в основном под заказ), так и зарубежных. Правда, последние более функциональны и среди них легче подобрать прицеп под требуемую длину лодки. Отечественные прицепы, например, для водных мотоциклов стоят дешевле, чем зарубежные* (от 12260 грн.).
![]() | ![]() |
Прицепы для лодок подбирают в соответствии с их размерами. Зарубежная продукция стоит от 20000 грн. |