На дровах и газе
Встречал упоминание об автомобильных двигателях, работающих на генераторном газе. Что это за топливо?
| |
Генераторным газом называют вещество, полученное в результате так называемой газификации твердого топлива – превращения органической части топлива в горючие газы при участии кислорода. Газогенератор обычно представляет собой установку в виде цилиндрической шахты. В ней твердое топливо (уголь, торф, дрова, солома) подвергается сухой перегонке, нагреваясь в струе воздуха до высокой температуры (550 – 800 градусов) и выделяя летучие вещества, которые в смеси с продуктами горения самого топлива образуют генераторный газ. Он горюч, его теплотворная способность, антидетонационная стойкость и другие качества позволяют выступать в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Серьезные переделки силового агрегата при этом не нужны; хоть он и теряет часть мощности, высокое октановое число газа позволяет частично компенсировать потерю повышением степени сжатия.
Автомобиль с газогенератором, вырабатывая газ непосредственно на борту, получает независимость от сети бензиновых АЗС и газонаполнительных станций. На 100 км пробега ему требуется только несколько десятков килограммов древесных чурок размером со спичечный коробок каждая. В 40 – 50-е годы около сорока тысяч газогенераторных грузовиков ГАЗ-42, ЗИС-13 и ЗИС-21 «трудились» на вывозке леса в отдаленных районах СССР. Так что на самом деле газогенераторные автомобили работают не столько на газе, сколько на дровах.
Более широкому распространению таких конструкций помешала их громоздкость – в серийном исполнении оборудование весило от 230 до 500 кг. Комплект состоял из трех объемных частей – собственно генератора, охладителя и очистителя газа, что требовало немало места. Для его размещения грузовую платформу грузовиков приходилось укорачивать, а к легковушкам пристраивать сзади кофр, заменяющий багажник.