
Моторное масло: Без права на ошибку
От правильного выбора моторного масла зависят долговечность двигателя, возможность эксплуатации автомобиля в различных климатических условиях и даже расход горючего.
![]() | ![]() | От правильного выбора моторного масла зависят долговечность двигателя, возможность эксплуатации автомобиля в различных климатических условиях и даже расход горючего. |
Чтобы выбрать масло для мотора своей машины, необходимо, как минимум, знать тип агрегата (бензиновый или дизельный) и год выпуска авто или двигателя.
Если есть руководство по эксплуатации автомобиля, информацию о маслах, рекомендованных к применению, нужно брать из него. Обычно там указывается класс масла по нескольким классификациям, а иногда даже рекомендованные марки (как правило, несколько). Прежде чем купить продукт, не указанный в руководстве по эксплуатации, уточните в сервисном центре, допустимо ли его применение – иногда гарантия на автомобиль сохраняется только при использовании строго определенных масел.
При выборе масла для машин, к которым нет руководства по эксплуатации, следует использовать две классификации: SAE (Society of Automotive Engineers – Американская ассоциация автомобильных инженеров) по вязкостно-температурным свойствам и API (American Petroleum Institute – Американский институт нефтепродуктов) по условиям применения и уровням эксплуатационных свойств. Эти классификации просты и понятны даже для неспециалистов.
SAE
Зная, какие морозы могут быть в вашей местности зимой и насколько жарко бывает летом, выбирайте по предлагаемой диаграмме масло, которое обеспечивает нормальную работу двигателя в требуемом диапазоне температур. Для «всесезонки» вязкость по SAE обозначается следующим образом: 15W-40. В этом сочетании первая цифра (левее буквы W) – это низкотемпературная, а вторая – высокотемпературная вязкость. Из-за особенностей конструкции моторов температурный диапазон применения одного и того же масла для разных моделей может незначительно (в пределах 3 – 5°С) отличаться.
В изношенных агрегатах лучше применять масла повышенной вязкости (например, летом заливать 20W-50 вместо 15W-40). В то же время для зимы лучше оставить определенный запас по вязкости (рассчитывать не на самую низкую температуру, а на 5 градусов ниже). Это позволит снизить нагрузки на стартер и аккумуляторную батарею, а также гарантировать поступление масла к трущимся деталям с первых оборотов коленвала.
API
С учетом года выпуска автомобиля и применяемого топлива (бензин или дизельное горючее) по таблице выбираем подходящий класс масла по API. Чаще всего моторные масла универсальны. Они могут применяться и в бензиновых, и в дизельных двигателях. Рассмотрим в качестве примера маркировку API SG/CD. Буква G после S свидетельствует об уровне эксплуатационных свойств для бензинового агрегата (S – Service), а D после C – для дизеля (C – Commercial). Обратите внимание на неслучайное место расположения букв S и C. Например, SG/CD – масло скорее «бензиновое», чем «дизельное»; а CD/SG – наоборот, скорее «дизельное», чем «бензиновое».
ACEA, ССМС и другие
Кроме уже упомянутых, на канистре могут быть также обозначения по классификациям ACEA, ССМС, ILSAC и JASO. На них следует ориентироваться, если руководством по эксплуатации машины рекомендуются классы масла именно по этим классификациям.
Надписи МВ 226.0, VW 500.0, Volvo VDS, Porsche и другие, состоящие из названия автомобильных марок и цифр, свидетельствуют, что указанный автопроизводитель провел испытания масла по собственным программам и допускает его применение в двигателях машин своего производства.
Наличие символов ECI и ECII в обозначении информирует о том, что это «энергосберегающее масло», которое должно обеспечивать экономию топлива 1,5% и 2,5% соответственно. Эти продукты действительно обеспечивают меньшие механические потери в моторе, но в основном за счет меньшей вязкости при высоких температурах. Их можно применять только в тех агрегатах, где это предусмотрено заводом-изготовителем! Дело в том, что такие масла, как правило, имеют вязкость по SAE 0W-30 или 5W-30. При высоких температурах и значительной нагрузке в некоторых двигателях их вязкость может оказаться недостаточной для надежной защиты трущихся поверхностей. Результатом будет повышенный износ деталей.
Минеральное или синтетическое?
Сейчас многие производители могут обеспечить одинаковые качество и температурный диапазон у масел с минеральной, полусинтетической и синтетической основой (например, с вязкостью по SAE 10W-40). Но на большинстве канистр информацию об основе найти просто не удастся. В некоторых странах масло называют синтетическим, если в его составе более 35% синтетических компонентов, в других причисляют к «синтетике» продукты, в которых таких компонентов более 50%. Поэтому основополагающими должны быть требования к вязкости (по SAE) и уровню эксплуатационных свойств (по API или ACEA), определенные автопроизводителем.
Последствия ошибок
Что случится, если пренебречь рекомендациями специалистов? Если в изношенный двигатель залить масло с небольшой вязкостью, при нагреве мотора будет падать давление масла в системе смазки, ненадежное разделение трущихся деталей вызовет повышенный их износ и даже может привести к ускоренному выходу агрегата из строя. Изношенные плунжеры гидрокомпенсаторов, гидронатяжителей цепей будут пропускать масло, что приведет к ударным нагрузкам в газораспределительном механизме. Это станет заметно по увеличению шумности (сильный стук клапанов).
Масло пониженной вязкости также более склонно к утечкам. В старых двигателях (особенно с устаревшей конструкцией уплотнений) к утечкам может привести использование продуктов с повышенными моющими способностями (например, синтетических). Это связано с вымыванием частиц грязи в микротрещинах на рабочих кромках сальников.
Слишком вязкое масло создаст дополнительные проблемы зимой. При запуске увеличенное сопротивление вращению коленвала приведет к значительным нагрузкам на стартер и аккумуляторную батарею. Если двигатель все же удастся запустить, потребуется определенное время, пока маслонасос прокачает вязкое масло по каналам системы смазки. В это время детали будут испытывать масляное голодание, что отнюдь не способствует продлению срока их службы.
Другие классификации моторных масел | |
| |
![]() |
![]() | Возможность применения моторных масел в соответствии с API |
|