X

Мошенничество в автостраховании: Легко ли автомобилисту обмануть страховщика?

Автолюбители часто сетуют на «хитрость» страховых компаний. Дескать, мало того, что они просят большие деньги за страховку, так еще и ищут различные поводы для того, чтобы не выплачивать возмещение. Впрочем, как выясняется, клиенты страховых компаний также частенько не прочь «кинуть» страховщика.

Автолюбители часто сетуют на «хитрость» страховых компаний. Дескать, мало того, что они просят большие деньги за страховку, так еще и ищут различные поводы для того, чтобы не выплачивать возмещение. Впрочем, как выясняется, клиенты страховых компаний также частенько не прочь «кинуть» страховщика.

Автолюбители часто сетуют на «хитрость» страховых компаний. Дескать, мало того, что они просят большие деньги за страховку, так еще и ищут различные поводы для того, чтобы не выплачивать возмещение. Впрочем, как выясняется, клиенты страховых компаний также частенько не прочь «кинуть» страховщика.

Во всем мире находятся люди, которые не прочь нажиться на страховых компаниях. Чаще всего это происходит в странах, где страхованием охвачено большинство населения. Например, по экспертным оценкам, в США страховые компании ежегодно вынуждены выплачивать мошенникам возмещения на общую сумму до $15 млрд. В Канаде местным Остапам Бендерам удается обманывать страховщиков на 1,3 млрд. канадских долларов, что соответствует примерно десятой части всех страховых возмещений. Примерно так же обстоят дела и в Германии. Так, недавно только одна преступная группировка в этой стране сфабриковала за год 7740 ДТП, получив огромные суммы выплат от страховщиков.

Отечественные махинаторы учатся

Проблема мошенничества становится все более актуальной и в нашей стране. Эксперты утверждают, что большинство случаев жульничества связано со страхованием автомобилей (в частности, с «Зелеными картами») и медицинским страхованием. По некоторым данным, в результате сфабрикованных за рубежом ДТП украинские страховщики еженедельно расстаются с полумиллионом гривен. Хотя большинство страховых компаний не обнародуют потери от мошенничества, специалисты «Страховой группы ТАС» заявляют, что в структуре их расходов на долю выплат вследствие жульнических операций приходится примерно 6% от общей суммы возмещений.

Клиент на выдумки хитер

Обманывать страховщиков могут не только их клиенты, но и собственные работники, партнеры по бизнесу или привлеченные агенты. Известно несколько видов мошенничества в автостраховании. Самый распространенный вид – попытка получить сумму страхового возмещения, превышающую ту, на которую пострадала машина. При этом потерпевшие пробуют предоставить недостоверные данные при составлении договора или в заявлении о возмещении ущерба. Например, завышают реальную стоимость транспортного средства или ремонта и запчастей. Чтобы получить от страховщика побольше денег, часто прибегают к подделке или фальсификации документов – завышению экспертом суммы ущерба, «раздуванию» стоимости ремонта и запчастей, требованиям установки дорогих тюнинговых деталей и т. д. Кроме того, иногда пытаются скрыть некоторые обстоятельства, которые имеют значение для оценки страхового риска (см. примеры). Некоторые «хитрые» граждане страхуют автомобиль сразу в нескольких страховых компаниях, чтобы после ДТП получить сумму на ремонт значительно выше, чем требуется.

Довольно распространенным видом мошенничества, которое, впрочем, частенько раскрывается, является фальсификация страхового случая. Это может быть умышленная авария или другое происшествие, организованное клиентом страховой компании. Популярно среди жуликов также оформление договора страхования задним числом. Это возможно, если представитель страховой компании невнимателен или участвует в сговоре.

Зеленая, но «левая»

В Международной системе автострахования «Зеленая карта» (страхование гражданской ответственности перед третьими лицами автовладельцев, выезжающих за рубеж) мошенничество носит другой характер. Чаще всего страховые компании пытаются обмануть, подделав или сфальсифицировав сертификат страхования «Зеленая карта». В других видах автострахования подобный метод не используется. Так, работники Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) обнаружили уже 37 видов (!) поддельных страховых сертификатов, многие из которых распространяются тысячными тиражами. Другой тип обмана заключается в фальсификации настоящих полисов (исправлении, указании неправильных данных и т. д.). Причем такие нарушения часто происходят с помощью или даже по инициативе страховых агентов. За последние несколько лет работники МТСБУ столкнулись с фальсификацией страховыми агентами около 400 полисов, причем 54 агента были осуждены. Причина подделок или фальсификаций «Зеленых карт» кроется в особых правилах этого вида страхования: по международным соглашениям Украина в лице МТСБУ обязана платить возмещение за своих граждан, совершивших ДТП за рубежом, даже если водителем был предъявлен фальшивый или недействительный страховой сертификат установленного образца. После выплаты возмещения по недействительному полису МТСБУ подает в суд на виновника подделки с требованием компенсировать понесенные расходы. На сегодня в МТСБУ находятся на рассмотрении 105 дел по ДТП, при которых виновники предъявили органам полиции иностранных государств фальшивые или измененные страховые сертификаты «Зеленая карта». При рассмотрении подобных дел все чаще обнаруживаются преступные группировки, специализирующиеся на мошенничестве в страховании.

Страховщик – не следователь

Украинские страховщики значительно меньше подготовлены к противодействию незаконным операциям со стороны клиентов, чем их зарубежные коллеги. В развитых странах страховые компании содержат штат профессионалов, которые проводят оперативно-следственную работу. Проблемами страхового мошенничества на Западе занимаются специальные департаменты государственных служб безопасности. В Украине страховщикам запрещено проводить расследование. А единственным государственным органом, который интересуется отношениями между страховщиком и страхователем, является Комиссия по регулированию рынка финансовых услуг Украины.

Отечественные страховые компании противодействуют мошенникам самостоятельно, изредка – при поддержке экспертов и юристов. Только некоторые крупные страховщики содержат отдел по борьбе с мошенниками (или экономической безопасности). Специалистов в этой области нигде не готовят, поэтому зачастую компании пользуются услугами бывших милиционеров или работников силовых структур.

За обман – 3 года

Страховщики сетуют, что наказать злоумышленников довольно сложно – не хватает соответствующей профессиональной подготовки штатных сотрудников, денег и времени на уличение злоумышленников. Чаще всего после раскрытия фактов мошенничества страховые компании только отказывают в возмещении ущерба, а дальнейшего хода делам не дают. Ведь главную для себя задачу они выполнили – предотвратили неоправданные траты в своей компании. Между тем, именно показательные судебные процессы над мошенниками могут серьезно «остудить» пыл желающих нажиться за чужой счет.

Страховая компания судится с клиентом только в том случае, если она уже выплатила возмещение, а потом были найдены доказательства мошенничества. Тогда страховщик подает регрессный иск о возвращении выплаченных средств. Между тем, осудить и строго наказать мошенников вполне реально. Так, статья 358 Уголовного кодекса Украины «Подделка документов, печатей, штампов и бланков, их сбыт, использование поддельных документов» предусматривает за подделку документов штраф в размере до 70 необлагаемых налогом минимумов (1190 грн.) или арест на срок до трех месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет (правда, данный вид наказания в Украине уже не используется). Если мошеннические действия были совершены повторно или группой лиц, злоумышленников ждет полгода тюрьмы. Использование заведомо поддельного документа карается штрафом до 850 грн. или арестом до шести месяцев. Кстати, именно по этой статье проходят страховые агенты, которые фальсифицируют полисы «Зеленой карты».

«Случаи, когда клиент страховой компании становится жертвой недобросовестных страховых агентов, нередки, – говорит Виталий Нечипоренко, заместитель главы правления по развитию «Страховой группы «ТАС». – Но в страховом деле действуют два основных принципа – порядочность в отношениях (если одна из сторон его нарушит, суд признает ее виновной) и презумпция невиновности клиента (клиент прав до тех пор, пока не будет доказано обратное). То есть, если агент, который действует от имени страховой компании, нарушил правила, страховая компания в любом суде признается виновной и обязана выплатить возмещение. Если же договор страхования оформил страховой брокер (которых выступает в интересах клиента), он самостоятельно несет ответственность за свои действия».

Кто страдает?

Для противодействия мошенничеству в автостраховании ряд страховщиков предприняли попытку создания базы автомобилей, по которым были выплачены возмещения. С другой стороны, создание реестра страховых агентов, а также общегосударственной системы их подготовки было бы куда более эффективным шагом для минимизации жульничества. При надлежащем контроле за собственными сотрудниками, агентами и партнерами, налаженной профессиональной работе персонала страховщики могли бы обезопасить себя от обмана.

Другим эффективным методом борьбы со страховым мошенничеством может стать обучение населения культуре страхования. Например, МТСБУ во избежание злоупотреблений со стороны иностранных граждан в случае ДТП выдают нашим автомобилистам листовки-памятки, где указано, что делать в той или иной ситуации, связанной с аварией на территории другого государства.

Таким образом, у страховщиков есть возможность противостоять мошенникам. Но пока им выгоднее замалчивать факты жульничества – чтобы сберечь репутацию своей фирмы. А ведь риски от убытков из-за мошенничества, а также затраты по содержанию штата юристов и службы экономической безопасности страховые компании закладывают в тарифы, по которым вынуждены платить страховые премии честные граждане. Более того, из-за риска быть обманутыми страховщики начинают подозревать в мошенничестве чуть ли не каждого своего клиента, который попадает в беду и требует выплаты. Именно поэтому украинские автомобилисты часто сталкиваются с проблемой несвоевременной и неполной выплаты по страховому случаю. То есть из-за жуликов и нежелания страховщиков с ними бороться страхование нам обходится дороже, чем могло бы, и защищает нас от неприятностей совсем не так, как следует.

 МНЕНИЕ  

Виктор Бондарь
Начальник службы экономической безопасности «Страховой группы «ТАС»

Честный страхователь никогда не попадет под подозрение службы безопасности страховой компании, если он предварительно изучил описанные в полисе правила и действовал согласно им. Опыт показывает, что если эти правила не выполнены, клиенты пытаются подделать документы «задним числом». Солидная страховая компания не будет портить свою репутацию и искать любые поводы для невыплаты возмещения. Но факт мошенничества будет раскрыт, и выплата не состоится.

 МНЕНИЕ  

Николай Гуминский
Генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ)

В Украине ежегодно реализуется около 500 тыс. «Зеленых карт». За это время граждане нашей страны за рубежом попадают примерно в две тысячи ДТП, которые нам обходятся в сумму около 6 млн. евро. Мы не исключаем, что примерно 20% страховых премий клиенты платят агентам-жуликам. По нашим данным, за ущерб по ДТП по поддельным «Зеленым картам» мы выплатили мошенникам примерно 330 тыс. евро.

 МНЕНИЕ  

Леонид Киперман
Начальник управления урегулирования убытков по имущественному страхованию ЗАО «МСК «Надра»

Мошенникам следует учесть, что страховые компании наработали собственную систему проверки фактов, связанных с неправомерными требованиями клиентов в части выплат страховых возмещений. Так, если владелец совершил ДТП в состоянии алкогольного опьянения, а оформил справку о ДТП на следующий день с помощью знакомого милиционера, данный факт легко устанавливается. Органы ГАИ регистрируют все дорожно-транспортные происшествия, на место которых выезжают их сотрудники.

Госавтоинспекция согласно п. 59 перечня платных услуг, утвержденного совместным приказом МВД, Минэкономики и Минфина № 612/5803 от 20.07.01, может предоставить расширенную справку о ДТП или известить о том, что это происшествие не зарегистрировано. Страховщику это обходится всего в 34,05 грн., так что фальсификация ДТП устанавливается при небольших затратах времени и денег.

Это – лишь один пример из нашего обширного арсенала методов борьбы с мошенниками.

 Как обманывают страховые компании*

«Забыл» об аварии

Владелец автомобиля попал в ДТП, в результате чего машина была разбита. Впрочем, вызывать на место происшествия работников ГАИ он в тот день не стал. Свой VW он загоняет во двор товарища, который живет недалеко от места аварии. Через четыре дня водитель «вспоминает» о своей покореженной машине, вытаскивает ее на место ДПТ и вызывает милицию. Гаишники оформляют аварию, документы передаются в страховую компанию (СК) для выплаты возмещения. Аварийный комиссар СК выезжает на место происшествия для уточнения обстоятельств случившегося. При осмотре данного транспортного средства и общении с местными жителями комиссар выяснил, что страховой случай был сфабрикован. Оказалось, что ДТП произошло на четыре дня раньше, чем было оформлено. Хозяин не хотел, чтобы его привлекли к обязательному в таком случае медицинскому освидетельствованию (анализы на содержание алкоголя). А поскольку в Правилах страхования указано, что возмещение не выплачивается, если водитель был нетрезв, автовладелец скрыл этот факт.

Машина или прицеп?

Страховой агент, оформляющий на приграничном пункте «Зеленую карту», ссылаясь на спешку, оформляет только ту часть страхового полиса, который надо отдать клиенту. Там записаны правильные данные транспортного средства и сумма премии в несколько сот гривен. В другую часть полиса, которая отсылается страховщику, агент вписывает данные прицепа, на который страховой платеж составляет всего несколько гривен. Разницу между суммой, которую он взял с клиента, и указанной в полисе, агент присваивает себе. Таким образом, по статистике, за границу часто выезжают только прицепы, без автомобилей.

«Разборки» на «бимере»

Львовское предприятие застраховало BMW 745. Через некоторое время представители фирмы обратились в страховую компанию для выплаты возмещения в результате ДТП. В ходе проверки службой безопасности СК выявлено, что повреждения на машине были не от ДТП, а в результате ударов тупыми предметами. Как выяснилось позже, данная машина пострадала в ходе бандитских «разборок». Автомобиль повредили деревянными битами, после чего BMW закатили в кювет. В милиции остались сведения, что владелец машины обращался за помощью в медучреждение с огнестрельным ранением. Таким образом факт мошенничества был доказан.

Хорошо, когда есть близнец

Один автомобиль попадает в аварию, но он не застрахован. Зато застрахован другой автомобиль таких же марки и цвета, хотя несколько другой модификации (рестайлинговый, выпущенный на несколько лет позже). С него снимаются государственные номера и устанавливаются на побитую машину. После этого для оформления ДТП вызывают работников ГАИ. После обращения в страховую компанию за возмещением аварийный комиссар по снимкам устанавливает, что застрахованный автомобиль должен выглядеть несколько иначе. В ходе дальнейшей проверки выяснилось, что VIN-код машины, попавшей в ДТП, не совпадает с указанным в страховом полисе. Просьба о возмещении ущерба была отклонена.

Заплатите кто-нибудь!

На застрахованной Toyota Land Cruiser эксперт СК замечает повреждения от двух ДТП, хотя хозяин настаивает, что они появились после одной аварии. Не получив документального подтверждения по двум ДТП, страховщик выплачивает возмещение только по одному страховому случаю. Недовольный владелец страхует машину в другой страховой компании, а уже через 5 дней обращается за возмещением. Но машина была довольно заметной, а сумма – достаточно большой (160 тыс. гривен), поэтому сотрудник второй СК запрашивает информацию по данной машине у коллег. Представители первой СК подтверждают факт выплаты возмещения, предоставляют фотоснимки с теми же повреждениями. Так была доказана попытка мошенничества, и вторая компания отказала в выплате возмещения.

* Из опыта работы СГ «ТАС» и МТСБУ

 Страховые компании, создавшие единый список автотранспорта, на который было получено страховое возмещение*

«Аска», «Вексель», «Веско», «Гарант-Авто», «Европейский страховый альянс», «Кредо-Классик», «Надра», «Оранта», «Остра-Киев», «Скайд-Вест», «ТАС», «Украинская пожарно-страховая компания», «Украинская охранно-страховая компания», «Укрсоцстрах», «Укринмедстрах», UTICO.

* По данным СГ «ТАС»

Сергей Матусяк
Фото Сергея Кузьмича, рис. Т. Кудиненко