В очередной раз пишу в рубрику «Своими силами» с целью помочь владельцам авто отечественного производства.
В очередной раз пишу в рубрику «Своими силами» с целью помочь владельцам авто отечественного производства.
|
В очередной раз пишу в рубрику «Своими силами» с целью помочь владельцам авто отечественного производства. |
|
|
Те, кто ездит на классических «Жигулях», часто сетуют на тугое рулевое управление. Не последнюю роль в этом играет маятник архаичной конструкции, где используются втулки скольжения. Пока они новые, ось рычага ходит туго, превращая автомобиль в тренажер. После притирки втулок довольно быстро появляется люфт в рулевом управлении. Проблему легко решить, заменив пластиковые втулки подшипниками игольчатого типа марки 941/2. Для их установки на токарном станке с обеих сторон корпуса маятника растачивают посадочные места (диаметр – 26 мм, глубина – 14 мм). Со старых пластмассовых втулок следует аккуратно обрезать фланцы, которые в дальнейшем будут выполнять функцию уплотнительных шайб. Для удобства внесения смазки в корпусе рычага следует просверлить отверстие и нарезать резьбу под пресс-масленку.
Кто-то возразит: для чего заниматься творчеством, если в продаже есть готовые «маятники» на подшипниках за 40 гривен? Отвечу: чтобы максимально снизить себестоимость изделия, предприятия-изготовители комплектуют их более дешевыми шарикоподшипниками, которые плохо противостоят нагрузкам, из-за чего ресурс такого маятника очень мал. Подшипники игольчатого типа более устойчивы к нагрузкам и «ходят» гораздо дольше. Остается добавить, что руль после такой доработки становится значительно легче.
От редакции |
Заметим, что на украинском рынке встречаются и маятники на игольчатых подшипниках, выпущенные на заводе. Стенки их корпусов утолщены в зоне расточки отверстия под подшипники. При самостоятельной расточке штатного маятника толщина стенок уменьшается на 1 мм, что в целом снижает запас прочности его корпуса. В продаже есть и оригинальные «вазовские» маятники, ресурс которых составляет около 100 тыс. км. Заменять изношенные втулки дешевыми ремонтными – действительно неблагодарное занятие. Сначала вы «получите» тугой руль, а затем в нем появится люфт. Для смазки игольчатых подшипников целесообразнее использовать смазку «Фиол-2у» или № 158, а шарикоподшипников – «Литол-24». Периодичность этой операции – при каждом втором ТО. Стоит отметить, что наше законодательство допускает модернизацию рулевого управления только при предварительном получении разрешения на нее в органе сертификации автотранспорта (ГосавтотрансНИИпроект) или НИЦ БД. В противном случае могут возникнуть проблемы при прохождении техосмотра или при экспертизе автомобиля в случае ДТП. |
|
|
| Характеристики маятников, представленных в продаже |
Тип маятника/характеристики | Стоимость, грн. | Средний ресурс, тыс. км | Заводской с втулками | 60 – 65 | 80 – 100 | С неоригинальными втулками | 25 – 30 | 5 – 10 | С шарикоподшипниками | 35 – 40 | 10 – 15 | С игольчатыми подшипниками | 50 – 60 | 30 – 40 |
|
Андрей Глебов, Одесса