
Придуманные человеком для охраны собственного имущества, ключи известны со времен фараонов. «Сторожа» современных «железных колесниц» отличаются от своих предшественников не только внешне, но и конструктивно – наличием электронной «начинки».
Придуманные человеком для охраны собственного имущества, ключи известны со времен фараонов. «Сторожа» современных «железных колесниц» отличаются от своих предшественников не только внешне, но и конструктивно – наличием электронной «начинки».












![]() | ![]() | Придуманные человеком для охраны собственного имущества, ключи известны со времен фараонов. «Сторожа» современных «железных колесниц» отличаются от своих предшественников не только внешне, но и конструктивно – наличием электронной «начинки». |
C конца 1994 года автопроизводители внедряют на дорогих моделях автомобилей (Audi, Mercedes, Honda и др.) дополнительные штатные электронные системы безопасности. Так появились ключи, в которые поместили микросхему с электронным кодом или генератором кодов.
Устройство
Большинство автомобильных электронных ключей, кроме микросхемы, имеют металлическую пластину-жало с фрезерованным рельефом – кодом (см. «АЦ» № 45’ 2003 г).
При отказе электрооборудования автомобиля (например, «подсевшем» аккумуляторе) жалом ключа можно открыть дверцы машины вручную. Электронная «начинка» – это микросхема, которая по запросу ЭБУ машины генерирует ответный кодированный радиосигнал.
Предшественниками электронных ключей были брелоки. Они предназначались только для дистанционного (с расстояния до нескольких десятков метров) управления замками дверей машины, а при наличии сигнализации – включали и выключали ее (постановка машины на охрану). Электронная часть брелоков первых поколений представляла собой передатчик, излучающий радиосигнал с фиксированным кодом, который работал на частоте порядка 420 МГц. Микросхема брелока питалась от литиевой батарейки, которой хватало на 1 – 3 года.
Основной недостаток таких радиобрелоков – возможность перехвата кодовой посылки, ее запись и использование для проникновения в автомобиль. Чтобы кардинально решить проблему угона, код радиосигнала брелока постоянно усложняли, а функцию управления блокировкой двигателя «доверили» электронным ключам.
Большинство современных ЭК выполняют и функцию брелока – могут дистанционно (с расстояния в несколько метров) управлять замками дверей автомобиля и его сигнализацией. Передача кодированного сигнала производится по оптическому (инфракрасному) или радиоканалу.
Электронные ключи некоторых марок машин выпускаются в виде пластиковой карточки. Их питание осуществляется от гальванического элемента, а транспондера, отвечающего за запуск двигателя, – от миниатюрного аккумулятора, срок службы которого составляет 10 лет. При работающем двигателе аккумулятор подзаряжается от бортовой сети машины посредством индуктивной связи.
Радиус действия сигнала чипа не превышает 1,5 см! Поэтому двигатель можно завести, только когда карточка вставлена в щель приемника. В электронике брелочной части карточки применен роллинг-код, в транспондерной – криптокод. Поэтому несанкционированная дешифровка и копирование сигналов таких ключей-карточек исключены. В некоторых моделях современных машин электронные ключи активизируются на большем расстоянии – порядка 0,6 – 1,3 м. Запрос иммобилайзера автомобиля поступает по радиоканалу, по сигналам различных датчиков, например, сканирования салона, фотоэлементов, вмонтированных в дверцы, и др. Владелец такого ключа может попасть внутрь машины, взявшись только за ручку двери.
Принцип работы транспондера
Транспондер, кроме электронной «начинки», включает в себя конденсатор и спиральную антенну из тонкой проволоки. Как только ключ вставляется в замок зажигания и поворачивается в положение ON, транспондер получает электромагнитный сигнал от ЭБУ двигателя через кольцевую антенну, расположенную в рулевой колонке вокруг замка.
Сигнал заряжает конденсатор чипа, и его энергии хватает для излучения микросхемой ответного кодированного сигнала. Радиосигнал поступает в иммобилайзер и, если он распознается как правильный, ЭБУ «разрешает» запуск двигателя. Производители автомобилей используют транспондеры, работающие на частотах около 125 кГц. Так как эти системы не имеют собственного источника питания, дальность передачи сигнала невелика (2 – 7 см). Именно это сводит к нулю вероятность перехвата радиосигнала злоумышленником, спрятавшимся недалеко со сканером.
Транспондер – надежное устройство: его «хватает» на весь срок эксплуатации машины. Но он требует аккуратного обращения, т.к. чип может быть поврежден механически или утерян.
Изготовление и копирование
При необходимости сделать новый ключ с фиксированным кодом сначала изготавливается механическая часть, затем с помощью электронного копировального устройства программируется чип. Как правило, коды утерянных ключей из памяти ЭБУ автомобиля стираются на дилерской СТО, что исключает возможность воспользоваться ими. Например, для автомобилей BMW производится 8 – 10 резервных электронных копий ключей, коды которых фиксируются в иммобилайзере и могут быть внесены в бортовой компьютер вместо кодов утерянных.
Для их копирования необходимо знать PIN-код иммобилайзера (секретный пароль доступа к нему) и иметь спецоборудование, которое поставляется только официальным дилерам.
В странах Европы, чтобы изготовить новый электронный ключ, заказчик должен предъявить документы, удостоверяющие его право собственности на машину, а также справку из полиции об утере ключа, его повреждении или хищении. Наши «умельцы» способны неофициально осуществить перекодировку некоторых электронных ключей. При наличии соответствующего оборудования эта процедура, напоминающая раскодировку автомагнитолы, занимает 15 – 25 минут. Стоимость изготовления электронного ключа в специализированной мастерской (с учетом цены чипа и его программирования) 300 – 400 грн.
Комплектация
Современные автомобили комплектуются 2 – 4 ключами. Например, из четырех ключей два могут иметь металлическое жало, а остальные сделаны из пластика. Ключ серого цвета – сервисный. Черный (так называемый ключ «для портмоне») герметичен и влагоустойчив.
| |
| |
| |