-871x572-c-default.jpg)
Мастерство перемирия
В рейтинге эксплуатационных свойств шин всегда на первом месте безопасность. А возможно ли сделать все характеристики выигрышными?
![]() | ![]() | В рейтинге эксплуатационных свойств шин всегда на первом месте безопасность. А возможно ли сделать все характеристики выигрышными? |
Этой весной известная немецкая компания TÜV SUD Group, которая специализируется на сертификации и испытаниях различного рода производств и техники, по заказу компании Michelin запустила программу тестирования летних и зимних шин разных брендов по нескольким параметрам – экономичность, экологичность, износостойкость и тормозные свойства на мокром покрытии. Дело в том, что эти характеристики между собой конфликтуют, поэтому производителям шин довольно сложно одновременно получить отличные показатели по всем позициям. Как правило, улучшение одной характеристики идет в ущерб другой. Какой компании удалось избежать этого в большей степени – покажут результаты. А пока в чешском центре TÜV мы познакомились с довольно интересной программой испытаний.
В тесте каждой категории шин – летние-зимние, принимают участие по семь изделий всемирно известных брендов: Bridgestone, Continental, Dunlop, Goodyear, Michelin, Nokian, Pirelli, Vredestein, купленых в розничной сети. В проверке участвует два типоразмера шин – 195/65 R15 и 205/55 R16.
В колоннах с определенной периодичностью меняются водители, автомобили и колеса. |
Полигонные тесты часто не отображают жизненных реалий, поэтому испытания покрышек «тювовцы» проводят в «вживую» – на автомобилях и дорогах общего пользования. Самое сложное в этом то, что нужно создать максимально одинаковые условия эксплуатации. Для этого разработан сложный алгоритм со множеством пунктов. Вот основные:
![]() | для удобства тестов сформировано две колонны машин по 4 в каждой. При этом одна модель шин выступила в качестве эталона (для корректировки погрешности) и была установлена в обоих колоннах; |
![]() | используются автомобили одной модели и комплектации. В нашем случае были взяты Skoda Octavia A5 с 1,9-литровым турбодизелем; |
![]() | суммарный пробег, который должны наездить покрышки, составляет 14 тыс. км. Эта дистанция позволяет с высокой точностью узнать динамику дальнейшего износа протектора; |
![]() | через определенный пробег меняются местами не только шины, но и водители и даже машины в колонне. Происходит это в разное время. |
Для равномерной нагрузки на передние колеса на месте переднего пассажира «посажена» емкость с водой. | Каждые 2 тыс. км измеряют степень износа протектора шины – в 20–24 точках (6 точек в пятне контакта в разных зонах в 4 секторах шины каждые 90°). |
Интересна и технология замеров ряда характеристик:
– Расход топлива. Все автомобили после определенного пробега заправляются на одной АЗС. При каждом заезде на заправку бортовой компьютер обнуляется. В конце испытаний результат берут средний.
Перед каждым этапом проводится проверка исправности шасси автомобиля. | Периодически подвергается проверке и еще один важный фактор – давление в шинах, который напрямую влияет и на износ шин, и на расход топлива, и на тормозные свойства. |
– Выбросы СО2. Экспериментально определено, что при сжигании 0,1 литра дизтоплива в цилиндрах мотора 1,9 TDI выбросы СО2 составляют 265 грамм. Исходя из этого, по среднему расходу топлива вычисляют количество СО2, которое попадает в атмосферу на каждом километре пути.
– Тормозные свойства на мокром покрытии. Здесь используется специальное оборудование. Если шина экономная и износостойкая, но не безопасная, т. е. имеет большой тормозной путь, все результаты обнуляются и она получает заключение – «непригодная» к эксплуатации.
Для проверки степени износа протектора (глубины канавок) используется прибор Mitutoyo с точностью до 0,01 мм. | Прибор подключается к компьютеру и с помощью специальной программы автоматически фиксирует в таблице все значения замеров. |
Итак, испытания начались, и нам остается дождаться результатов, а производителям – рекомендаций.
![]() | |
| |
![]() |