Крыло пониженной эффективности
Недавно вы писали, что для болидов «Формулы-1» разработали совершенно новое заднее антикрыло. Я внимательно рассмотрел рисунок, но так и не понял – как оно повлияет на увеличение количества обгонов? Расскажите, если знаете…
| |
Некоторое время назад Международная автомобильная федерация FIA совместно с компанией AMD и журналом F1Racing провели опрос болельщиков «Формулы-1» по всему миру. Помимо множества других вопросов, задавался и такой: «Что, по вашему мнению, нужно добавить в существующую «Формулу-1», чтобы повысить ее зрелищность?». Результат оказался вполне предсказуемым: 94% респондентов выразили желание видеть как можно больше обгонов.
Действительно, в последнее время зрители наблюдают не так уж много контактной борьбы на трассах «Ф-1» – в основном сражения происходят в боксах, где важную роль играет гоночная тактика. Во многом это объясняется аэродинамической конфигурацией современных болидов. Дело в том, что большинство проводимых командами исследований преследуют цель улучшить аэродинамику машины в так называемом чистом воздухе. При этом в гоночных условиях, когда машины идут близко друг за другом, восходящий от каждого болида воздушный поток значительно уменьшает прижимную силу авто, следующего за ним. Другими словами, чем лучше аэродинамика болида сама по себе, тем сильнее она портит воздушный поток для машин, идущих сзади. Естественно, это невероятно усложняет обгоны.
Исходя из этого, задача FIA, как ни парадоксально, сводилась к тому, чтобы… ухудшить аэродинамику болидов! Это и было достигнуто при помощи нового антикрыла, создающего нисходящий центральный поток воздуха (Centerline Downwash Generating Wing или CDG Wing). Как видно из предоставленного FIA эскиза, оно состоит из двух отдельных элементов (см. рисунок в центре). Интересно сравнить в работе два антикрыла (см. рисунки): обычное современное и CDG. На рисунке разными цветами показаны области повышенного и пониженного давления воздуха в относительных единицах за болидом. Очевидно, что прижимная сила, действующая на заднюю ось болида с CDG, уменьшится; но при этом увеличится аналогичная сила, действующая на переднюю ось болида, идущего за ним. В результате, как полагают представители FIA, число обгонов резко возрастет, и зрелищность «Формулы-1» повысится. Впрочем, нельзя забывать, что данные нововведения пока находятся лишь на стадии обсуждения…