Что практичнее – универсал или седан?

 |  | Прошли те времена, когда автомобили с кузовом универсал покупали колхозники, чтобы перевозить урожай с поля. Согласно исследованию «АЦ», у многих современных универсалов грузоподъемность и даже объем багажника меньше, чем у аналогичных седанов! Тогда зачем они нужны?s |
В Европе во многих классах автомобили с кузовом седан продаются хуже, чем универсалы. В Украине – все наоборот: найти машину «с довеском» среди обилия седанов нелегко. Все дело в предубеждениях: украинцы до сих пор считают, что универсал нужен тем, кто часто перевозит грузы. Но обладатель «вагона» на Западе – человек, ведущий активный образ жизни и перевозящий в своей машине лыжи, сноуборд, велосипед или палатку. Так какую же машину лучше купить для всей семьи – классический седан или практичный универсал?
 |
По данным статистики ACEA (Европейской ассоциации автопроизводителей), доля продаж универсалов в Европе за последние десять лет выросла на 3%, в то время как аналогичный показатель для седанов, наоборот, упал на 23%. |
|
 |
И за картошкой, и на бал
Несомненно, оба варианта исполнения кузова автомобиля одной модели имеют как свои плюсы, так и минусы. Седаны выглядят солиднее, даже официозно. К тому же, благодаря более спортивной внешности их часто покупают приверженцы активной езды. Правда, в последнее время волна «спортивности» захлестнула и комби, теперь гордо именуемые «спортвагонами». Некоторые фирмы строят флагманские версии своих линеек именно на базе универсалов (например, Audi со своими культовыми моделями RS2 и RS4). Еще одно направление – полноприводные универсалы повышенной проходимости (Subaru Legacy Outback, Volvo XC70), да и внедорожники с минивэнами имеют такой тип кузова.
Объем – главное
Чтобы выяснить, действительно ли современные универсалы не предназначены для перевозки нескольких мешков с картошкой, мы провели сравнение основных характеристик наиболее популярных в Украине седанов и аналогичных моделей универсалов. Итак, самое главное отличие этих двух видов кузова заключается в объемах багажников. Из 10 автомобилей, которые мы исследовали, у двух (Chevrolet Lacetti, ВАЗ-21043/21070) багажник универсала в походном состоянии (в пятиместном исполнении) оказался даже меньше, чем у седанов, у двух – одинаковым (Lada 1104/1114, Renault Megane). И у шести – незначительно больше, чем у седанов. То есть, если вы путешествуете всей семьей, преимуществ универсала не заметите. Впрочем, следует учесть, что у универсалов объем измеряется до кромки стекла багажника, хотя на самом деле загрузить их можно и выше. Зато при сложенных задних сиденьях багажник универсала приблизительно в 3 раза объемнее, чем у седана. Поэтому, если ездить вдвоем, в такой машине можно разместить довольно крупногабаритный багаж. Тем более, что проем багажника у универсала всегда больше (за счет узких вертикальных задних фар), а погрузочная высота – ниже, чем у седана. Отметим, что у многих седанов также складываются задние сиденья (Chevrolet Lacetti, Volvo S40), соединяя багажник с салоном. При таком варианте перевозить можно лишь длинномерные, но необъемные грузы, хотя в сухих цифрах «литража» все выглядит довольно неплохо. Если же сравнить не только объем багажника, но и его грузоподъемность, то тут выгоды от покупки универсала почти нет: разница составляет от 10 (Chrysler 300C) до 60 кг (Opel Vectra). А для Honda Accord показатели седана и вовсе лучше: 500 против 487 кг! Не стоит забывать, что универсалы за счет большего количества деталей и немного возросших габаритов сами по себе тяжелее и к тому же имеют худшую аэродинамику. Эти факторы в большинстве случаев негативно, хотя и не критично, влияют как на динамические и ездовые характеристики (устойчивость, управляемость), так и на топливную экономичность.
Вечный вопрос
Важный козырь седана – зачастую меньшая (на 3–10,6%) стоимость. Хотя в сегменте дорогих машин это преимущество практически не влияет на покупательские предпочтения, а в сегменте дешевых им можно вообще пренебречь ввиду мизерной разницы в цене. Таким образом, покупатель фактически доплачивает только за возможность перевозить крупногабаритные легкие грузы: коляски, велосипеды, предметы для активного отдыха на природе. В целом же можно смело констатировать факт, что современные универсалы – это уже давно не рабочие лошадки, способные тащить на себе всевозможные тяжести, а, скорее, транспорт для людей, ведущих активный образ жизни: спортсменов, молодых семей с маленькими детьми, путешественников.
 | Сравнительные характеристики популярных на украинском рынке моделей с кузовами седан и универсал |
Автомобиль | Грузоподъемность, кг | Багажный отсек, л (при сложенных сиденьях) | Цена базовой версии, экв. $ | Разница в цене, в % | Длина, мм | Динамика 0–100 км/ч, с | Средний расход топлива, л на 100 км | седан | универсал | седан | универсал | седан | универсал | седан | универсал | седан | универсал | седан | универсал | ВАЗ21070/21043 | 400 | 455 | 385 | 375(1340) | 6400 | 6900 | 7,8 | 4145 | 4130 | 17,0 | 17,0 | 8,50 | 8,50 | ВАЗ21104/21114 | 475 | 500 | 450 | 450(1420) | 9200 | 9500 | 3,3 | 4265 | 4285 | 12,5 | 13,0 | 7,50 | 7,50 | Dacia Logan | 485 | 500 | 510 | 700(2350) | 12350 | 13380 | 8,3 | 4250 | 4450 | 11,5 | 13,4 | 7,85 | 7,90 | Renault Megane | 550 | 580 | 520 | 520(1600) | 21700 | 23400 | 8,1 | 4498 | 4500 | 11,1 | 11,3 | 7,25 | 7,50 | Chevrolet Lacetti | 485 | 515 | 405(1225) | 400(1410) | 16350 | 16950 | 3,7 | 4515 | 4580 | 9,5 | 10,4 | 8,00 | 8,00 | VW Passat | 605 | 630 | 565 | 603(1731) | 28280 | 29470 | 4,2 | 4765 | 4774 | 12,4 | 12,8 | 8,35 | 8,45 | Opel Vectra | 545 | 605 | 500 | 530(1850) | 27300 | 28900 | 5,9 | 4611 | 4839 | 10,7 | 11,2 | 7,75 | 8,25 | Volvo S40/V50 | 560 | 590 | 404(803) | 417(1307) | 33820 | 35600 | 5,3 | 4468 | 4514 | 11,9 | 12,0 | 7,65 | 7,65 | Honda Accord | 500 | 487 | 459 | 518(1657) | 39400 | 43560 | 10,6 | 4665 | 4750 | 9,1 | 9,9 | 8,25 | 8,85 | Chrysler 300C | 435 | 445 | 504 | 630(1602) | 50500 | 53700 | 6,3 | 5015 | 5015 | 11,1 | 11,1 | 11,50 | 11,70 |
|
Роман Базай
Фото Андрея Яцуляка