Может ли автомобиль стать на дыбы? Может, если его владелец забывает о существовании кардана. Чтобы не случилось беды из-за обрыва передней части вала, следует периодически контролировать его «здоровье» и быть готовым на ранних стадиях распознать симптомы заболевания.
Может ли автомобиль стать на дыбы? Может, если его владелец забывает о существовании кардана. Чтобы не случилось беды из-за обрыва передней части вала, следует периодически контролировать его «здоровье» и быть готовым на ранних стадиях распознать симптомы заболевания.
Может ли автомобиль стать на дыбы? Может, если его владелец забывает о существовании кардана. Чтобы не случилось беды из-за обрыва передней части вала, следует периодически контролировать его «здоровье» и быть готовым на ранних стадиях распознать симптомы заболевания. |
От точности изготовления и правильности балансировки кардана зависят комфортность машины (отсутствие стуков и вибраций) и долговечность агрегатов, которые связывает вал. В процессе эксплуатации эта балансировка часто нарушается – даже из-за попадания в кардан небольшого камня, не говоря уже о поездках по бездорожью. А вернуть работоспособность и сбалансированность этому узлу не всегда так просто, как кажется на первый взгляд.
Типичные неисправности кардана могут быть следствием не ошибок водителя, а банального износа деталей. Очень часто дает о себе знать крестовина – появляются люфты из-за выработки подшипников и проушин вилки вала. Необходимо обращать внимание на резиновую муфту и элементы подвесной опоры – подшипник и резиновый упругий элемент, шлицевое соединение, резиновые пыльники. Последние со временем, даже не будучи поврежденными, теряют герметичность из-за старения и начинают пропускать грязь и влагу, в результате чего на деталях образуются очаги коррозии.
Карданные передачи автомобилей разных марок по конструкции очень разнятся – в современных моделях могут использоваться в паре и крестовины, и различные типы ШРУСов. Как показывает практика, многие из них имеют характерные «болезни».
На многих американских внедорожниках установлены карданные валы со сдвоенной крестовиной. Ее применяют в тех случаях, когда классический кардан не может ровно передавать крутящий момент из-за расположения агрегатов (так называемого двухплоскостного излома). Функционально сдвоенная крестовина – это упрощенный ШРУС, только с одним центральным шариком, который обеспечивает свободу маневра шарнира. В целом конструкция весьма надежная и при нормальной эксплуатации выхаживает порядка 300 тыс. км. Однако у Jeep Grand Cherokee первого поколения (конструкция – два вала со ШРУСом и сдвоенной крестовиной) центральный шарик не смазывается. Так что важно при каждом техобслуживании контролировать герметичность пыльника этого узла.
На Honda CR-V первого поколения установлен высокотехнологичный, облегченный, прочный кардан (конструкция – два вала, по центру – подвесная опора и ШРУС, по краям – крестовины). Но и у него есть свои слабости. Большую часть времени (70 – 90%) эта машина «работает», как переднеприводная. Крутящий момент на задние колеса перераспределяется лишь тогда, когда пробуксовывают передние. В результате возникает парадоксальная ситуация – казалось бы, малонагруженные крестовины кардана при пробеге 150 – 170 тыс. км выходят из строя! Одно из наиболее правдоподобных объяснений этому – резиновые муфты в данной карданной передаче отсутствуют, поэтому при включении полного привода электромагнитная муфта передает на шарниры большие нагрузки (особенно если одно переднее колесо попадает на лед). Подшипник подвесной опоры в данной конструкции, как и у многих «японцев», при отсутствии механических повреждений ведет себя образцово. В этой передаче уязвим ШРУС. Приблизительно через 100 тыс. км в нем может появиться люфт. Если его своевременно не устранить по спецтехнологии, вал придется менять уже при пробеге 130 – 150 тыс. км. А после того, как люфт уберут, ресурс кардана увеличится на сотню тысяч километров пробега.
У Renault Scenic RX-4 карданная передача уникальна в своем роде. Она состоит из трех небольших облегченных валов, подвешенных на двух опорах и связывающих раздаточную коробку с задним мостом. В ней воплощены, пожалуй, все передовые технологии карданостроения, которые до этого практически нигде вместе не применялись. Подшипник подвесной опоры зафиксирован на трубе вала посредством так называемой сварки трением и представляет собой единый неразборный узел. Заменить его по традиционной технологии невозможно. Нужно вырезать неисправную часть кардана вместе с другими деталями, а потом заменить его новой частью. Делают ее с «нуля», используя новый оригинальный подшипник, вилки, крестовины и прочие составные части с учетом заводских стандартов. Затем новую часть в собранном виде приваривают к трубе вала, после чего вся конструкция обязательно балансируется. Ремонт двух подвесных опор обойдется в 2800 – 2900 грн. При этом лучше не поскупиться и установить подшипники с увеличенным ресурсом (на 100 грн. дороже), иначе через 40 – 60 тыс. км опять придется делать ремонт. Можно пойти и другим путем – установить новую передачу. Правда, это гораздо дороже (4500 грн.).
Есть проблемы с карданной передачей и у Chevrolet Niva. Отсутствие в России производителя высокотехнологичных карданов заставило GM-«АвтоВАЗ» искать поставщика данного узла в ближнем и дальнем зарубежье. А до последнего времени эта модель комплектовалась аналогами «нивовских» валов, которые иногда имеют люфты, из-за чего не поддаются точной балансировке. В результате на больших скоростях на кузов передаются вибрации. Что делать владельцам таких «Нив»? Есть два способа – заново отбалансировать карданную передачу (стоимость работы 200 – 300 грн.) или изготовить новый вал из импортных комплектующих (1000 – 1600 грн.), вооружив его крестовинами или ШРУСами. В продаже встречаются заводские импортные валы с шарнирами (1200 – 1300 грн.), но у них есть один небольшой недостаток – слабая защита от механических повреждений (из-за отсутствия пыльника, аналогичного применяемым на ШРУСах полуосей). Все эти способы модернизации достаточно дорогостоящие, однако помогают заметно улучшить уровень комфорта и разгонную динамику, а также увеличить максимальную скорость автомобиля.
В заключение напомним читателям, что исправный карданный вал – это не только хорошее техническое состояние автомобиля, но еще и безопасность движения. Поэтому, если вы вдруг услышали биение в районе трансмиссии, ощущаете тряску, не поленитесь сразу же устранить неполадку, иначе при обрыве кардана придется потратиться на дорогостоящий ремонт и есть риск попасть в серьезную аварию.
| |||||||
| |||||||
| |||||||