
Искусство разбивать
Практически в каждой стране, где развито автомобилестроение, существуют организации, считающие своим долгом испытать на прочность машины ведущих марок. Порой методики проведения данных тестов существенно отличаются.
Практически в каждой стране, где развито автомобилестроение, существуют организации, считающие своим долгом испытать на прочность машины ведущих марок. Порой методики проведения данных тестов существенно отличаются.
Все чаще при покупке нового автомобиля потребители обращают внимание на безопасность той или иной модели. Свои «звезды» машины получают за прохождение краш-тестов, которые проводят не только сами производители, но и авторитетные независимые организации, использующие различные методики оценки. Любой краш-тест представляет собой искусственное воспроизведение ДТП с целью выяснения уровня повреждений, которые могут получить люди и автомобили. Самый распространенный вид краш-тестов: фронтальный удар о бетонную стену либо специальное препятствие, имитирующее другой автомобиль. Более наглядные результаты дает удар со смещенным центром. Стоимость таких испытаний исчисляется миллионами евро, ведь, кроме самих автомобилей, необходим полигон, а также команда квалифицированных специалистов с новейшим измерительным оборудованием. Отметим, что любой краш-тест – это своего рода «идеальная» авария на четко заданных скорости и траектории: любое изменение направления и скорости может привести к абсолютно иным результатам, поэтому итоги таких тестов корректно сравнивать только в рамках одной программы.
![]() | Европа EuroNCAP |
Наиболее известная и авторитетная европейская ассоциация по проведению независимых краш-тестов автомобилей – EuroNCAP (European New Car Assessment Programme). Она была создана в 1997 году и финансируется правительствами Нидерландов, Франции, Германии, Испании, Швеции и Великобритании в координации с Международной федерацией автоспорта FIA. Результаты краш-тестов EuroNCAP оказывают существенное влияние на уровень продаж той или иной модели на европейском рынке. По методике EuroNCAP сегодня проводится несколько видов краш-тестов. К ним относятся: традиционный фронтальный, с 40-процентным перекрытием на скорости 64 км/ч, боковой, при 50 км/ч, с ударом о водительскую дверь, а если автомобиль оснащен боковыми надувными подушками безопасности или шторками – еще и так называемый удар о столб на скорости 29 км/ч. Отдельно проверяется безопасность машин по отношению к пешеходам (на скорости 40 км/ч). Она включает тесты на травмы ног и головы ребенка. Недавно начали проводить испытания «плетевого удара» сзади для проверки защиты шеи и спины пассажиров. С 2003 года ведется тестирование автомобилей на пассивную безопасность детей (18-месячного и 3-летнего возраста) при фронтальном и боковом столкновениях. 18 февраля 2009 года EuroNCAP ввела новую, более жесткую методику испытаний и рейтинговую систему, а также стала оценивать активную безопасность машин (рейтинг Safety assist).
Германия ADAC, Dekra | |
![]() |
Немецкий национальный автоклуб ADAC (Allgemeiner Deutscher Automobil-Club e.V.), а также Dekra – крупнейшее предприятие в Европе, специализирующееся на контроле технического состояния автомобилей, ежегодно проводят сотни всевозможных исследований безопасности, среди которых важное место занимают краш-тесты по методике EuroNCAP. Кроме того, эти организации проводят собственные оригинальные испытания безопасности мотоциклов, грузовиков и даже подержанных машин.
![]() | США NHTSA |
Американская Национальная администрация безопасности дорожного движения HTSA (National Highway Traffic Safety Administration) с 1979 года проводит краш-тесты моделей, предназначенных для рынка Северной Америки. При фронтальном и боковом краш-тестах используется методика US-NCAP (US New Car Assessment Program). Она подразумевает фронтальное столкновение с неподвижным барьером на скорости 56 км/ч. Данную методику многие эксперты считают устаревшей, так как в реальной жизни подобные «идеальные» аварии происходят крайне редко. При этом оценке подлежат лишь находящиеся внутри автомобиля 2 манекена. Боковой краш-тест проводят на скорости 61 км/ч. Его повторяют дважды: сначала тележка весом 1370 кг врезается в водительскую дверь, а затем в пассажирскую (оба раза – под углом 27° к поперечной оси, перпендикулярно относительно автомобиля). Кроме того, NHTSA проверяет авто на склонность к опрокидыванию. Используется 5-балльная шкала оценок. Все машины разбиты на 4 большие группы: легковые автомобили, пикапы, внедорожники и минивены. Отметим, что с 2010 года NHTSA планирует существенно ужесточить правила проведения краш-тестов: будет внедрена новая, более тщательная система оценки повреждений, добавится «удар о столб», а в качестве «пассажира» будет использоваться манекен женщины небольшого роста.
![]() | Япония NASVA-OSA |
Японская Национальная организация автомобильной безопасности и помощи жертвам дорожно транспортных происшествий – NASVA-OSA (National Organization for Automotive Safety & Victims Aid) спонсирует проведение тестов Japanese NCAP в основном для моделей местных производителей, которые предназначены для внутреннего рынка Страны восходящего солнца. Используется сразу несколько методик: фронтальный удар проводится как по американским стандартам, так и по европейским EuroNCAP. Проводятся и тесты на безопасность пешеходов (на скорости 35 км/ч), детских сидений (для детей возрастом 9 месяцев и 3 года) при фронтальном ударе (устанавливаются за водительским креслом) и на торможение на сухом и мокром асфальте (на скорости 100 км/ч). Используется 6-балльная шкала оценок. Машины делятся на классы: сверхкомпактные (kei-cars), пассажирские автомобили А-, В- и С-сегмента, модели с однообъемными кузовами и минивены, а также коммерческие автомобили.
![]() | Австралия ANCAP |
Организация ANCAP (Australian New Car Assessment Program) проводит краш-тесты автомобилей, предназначенных для рынков Австралии и Новой Зеландии. В 1999 году Australian NCAP сменили методику проведения тестов: на смену устаревшей американской (аналогичной NHTSA) пришла европейская EuroNCAP. Все испытываемые модели условно разделены на 5 классов: компактные/средние внедорожники, большие внедорожники, компактные легковые автомобили, средние/большие легковые автомобили и пикапы (Utes – на базе легковых моделей). Программа поддерживается австралийским и новозеландским автомобильными клубами, государственными транспортными учреждениями (впервые в мире), а также представителями FIA. ANCAP проводит 4 типа тестов: фронтальный, боковой удар, удар о столб и столкновение с пешеходом. Набранные за тест очки переводятся в «звезды» (максимум – пять).
Китай C – NCAP |
Китайская C-NCAP (China New Car Assessment Program) отличается шестизвездочной системой оценки (высшая оценка – «5+»). Проводится три вида испытаний: фронтальный краш-тест на скорости 50 км/ч со 100-процентным перекрытием; фронтальный тест на скорости 56 км/ч с 40-процентным перекрытием и боковое столкновение на скорости 50 км/ч. За каждый из них машина может получить максимум 16 баллов. Исходя из их количества, начисляются «звезды». 3 очка могут приплюсовать за дополнительные устройства, способствующие безопасности, – например, такие как система напоминания о непристегнутых ремнях безопасности и боковые подушки безопасности. С июля 2006 года C-NCAP протестировал более 30 автомобилей. Тесты проводят в исследовательской организации CATARC (China Automotive Technology and Research Center).
![]() | США IIHS |
Американский Страховой институт дорожной безопасности IIHS (Insurance Institute for Highway Safety) проводит альтернативные краш-тесты, существенно отличающиеся от разработанных NHTSA. Методика проведения близка к общепринятой европейской системе тестирования по EuroNCAP. Фронтальный удар совершается на скорости 64 км/ч о деформированный барьер с 40-процентным перекрытием. При этом в машине находится лишь манекен водителя. Оценивается воздействие столкновения не только на манекен, но и на испытываемый автомобиль. При боковом краш-тесте машину с двумя манекенами «бьют» тележкой весом 1500 кг о водительскую дверь на скорости 50 км/ч. Кроме того, IIHS проводят дополнительный боковой краш-тест с использованием двух нестандартных манекенов: женщины небольшого роста в качестве водителя и 12-летнего ребенка, сидящего на пассажирском кресле позади водителя. IIHS также проводит тест подголовников, определяя правильность их размещения, и бамперов на скорости 8 км/ч. Шкала оценок IIHS – 4-балльная. Все испытуемые автомобили разбиты по классам: компактные, недорогие среднеразмерные, люксовые среднеразмерные, большие семейные, большие люксовые, компактные внедорожники, среднеразмерные внедорожники, люксовые внедорожники, пассажирские вены, компактные пикапы, большие пикапы.
Скорость столкновения | EuroNCAP | ADAC | ANCAP | NASVA-OSA | C-NCAP | IIHS | NHTSA |
Фронтальное со 100% перекрыт. | – | – | – | 55 | 50 | 64 | 56 |
Фронтальное с 40% перекрыт. | 64 | 64 | 64 | 64 | 56 | – | – |
Боковое | 50 | 50 | 50 | 55 | 50 | 50 | 61 |
Боковое о столб | 29 | 29 | 29 | 29 | – | – | – |
Детская безопасность | + | + | + | + | – | + | – |
Безопасность пешеходов | 40 | 40 | 40 | 35 | – | – | – |
Макс. оценка | 5 | 5 | 5 | 6 | 5+ | 4 | 5 |