X

Инфракрасные сушки для лакокрасочного покрытия кузова: Лучевая «терапия»

Ремонт лакокрасочного покрытия кузова автомобиля – процесс сложный и трудоемкий. Ускорить его помогут установки инфракрасной сушки, а также специальные материалы и технологии. О них и поговорим.

Ремонт лакокрасочного покрытия кузова автомобиля – процесс сложный и трудоемкий. Ускорить его помогут установки инфракрасной сушки, а также специальные материалы и технологии. О них и поговорим.

Ремонт лакокрасочного покрытия кузова автомобиля – процесс сложный и трудоемкий. Ускорить его помогут установки инфракрасной сушки, а также специальные материалы и технологии. О них и поговорим.

Для сушки лакокрасочных материалов при ремонте кузова автомобилей используют два основных способа – конвективный (тепловой НА – Hot Air) и терморадиационный (инфракрасный IR – Infra Red). Конвективная сушка проводится в специальной камере, где теплоносителем является горячий воздух – он нагревает все изделие, включая детали, которые не нужно сушить. К этому способу в основном прибегают при полной покраске кузова или ремонте его больших участков.

Главный недостаток конвективного способа сушки заключается в том, что нагрев лакокрасочного покрытия (ЛКП) начинается с его наружного слоя. При этом оставшийся во внутренних слоях краски растворитель, испаряясь под действием температуры, «пробивается» наружу через уже подсохший верхний слой покрытия. В результате образуются микропоры, что отрицательно сказывается на свойствах ЛКП – снижаются его прочность и герметичность, а следовательно, ухудшается антикоррозионная защита металла. Решают эту проблему применением финишного лака.

Вышеупомянутые недостатки не проявляются при сушке с помощью инфракрасных ламп. По принципу действия такие установки отчасти схожи с микроволновой печкой, только в данном случае изделие нагревается не СВЧ, а инфракрасным излучением. В зависимости от длины волны лучи могут свободно проникать сквозь все слои лакокрасочного материала до поверхности изделия (металла, пластмассы) или отражаться от границы раздела слоев ЛКП (например, между слоями краски и шпатлевки). В первом случае сначала нагревается металл, а от него – сам лакокрасочный материал. Растворитель и летучие вещества при этом переходят из внутреннего высыхающего слоя какого-либо материала в еще вязкий (жидкий) наружный, а затем в атмосферу. Во втором – происходит нагрев только наружного (свеженанесенного) слоя. При использовании IR-излучения ремонтируемые детали кузова нагреваются до требуемой температуры уже через несколько минут после включения нагревателей. Обусловлено это тем, что энергия излучения практически полностью передается на поверхность изделия и ЛКП, не расходуясь на нагрев промежуточного теплоносителя – воздуха, который находится в зазоре между лампой и поверхностью. Инфракрасные сушки позволяют нагревать окрашенную поверхность до 240°С, но на практике используется нагрев от 60 – 80 до 120-140°С. Это дает возможность при ремонте использовать практически всю гамму выпускаемых лакокрасочных материалов, грунтов и шпатлевок, а также создавать условия для полимеризации порошковых материалов.

Классификация

В зависимости от используемой длины волны все IR-сушки делятся на два класса – средневолновые (СВ) и коротковолновые (КВ). Они отличаются по глубине проникновения инфракрасных лучей в слой лакокрасочного материала и температурой его нагрева. При использовании СВ-сушек время полного отвердевания покрытия составляет от 12 до 30 минут.

Применение КВ-сушек, лучи которых глубже проникают в высушиваемый слой, способствует лучшей полимеризации лакокрасочных материалов и сокращает время их отвердевания вдвое (до 5-13 мин). Сразу после охлаждения высушенный с помощью IR-нагревателей слой ЛКП можно шлифовать и (или) полировать.

Инфракрасные сушки классифицируются и по другим признакам. Например, по габаритам и способу установки: они могут быть портативными (ручными), переносными, встроенными в стационарные посты (рельсовые), а также устанавливаемыми на колесные или на специальные штативы. Такое разнообразие способов размещения дает возможность проводить частичный ремонт или подкраску кузова на месте, не перемещая машину и не занимая малярную камеру.

IR-установки оборудованы электронным блоком управления, что позволяет задавать режим сушки для самых разных материалов: шпатлевки (грубой и тонкой), грунта-выравнивателя, акриловой и алкидной эмалей, а также лака. Возможно применение ступенчатых режимов сушки, при которых обеспечивается оптимальный процесс высыхания (например, на последних этапах мощность излучения уменьшается автоматически).

Время сушки лакокрасочных материалов (шпатлевки, краски, лака) при IR-нагреве как правило, не превышает 30 минут. Следует отметить, что периоды, необходимые для отвердевания однотипных лакокрасочных материалов разных производителей различны. Поэтому точные параметры режима сушки определяются в каждом конкретном случае, согласно данным, приведенным в инструкциях к IR-оборудованию.

 Основные параметры некоторых инфракрасных сушек
Торг. марка, страна-производительMB, ИталияMB, ИталияMB, ИталияMB, ИталияET, АнглияET, Англия
МодельMB449NMB410MB420TMB490ETS3d UltraETS5d Super Twin
Длина волныСредняяСредняяКороткаяКороткаяКороткаяКороткая
Мощность, Вт/напряжение питания, В1500/2204800/2201000/2204800/2204500/2206000/380
КонструкцияМобильный штативМобильный штативРучнаяМобильный штативМобильный штативМобильный штатив
Число излучателей241236
Максимальная поверхность нагрева, мм1200х5001700х2400500х1501700х12001000х12001000х1800
Цена, евро12433582508290425004850

Конструкция IR-нагревателей

Инфракрасная лампа вмонтирована в корпус (софит, излучатель) и снабжена рефлектором. В некоторых моделях для лучшего отражения волн внутреннюю поверхность рефлектора делают позолоченной. IR-сушки комплектуются несколькими (обычно – от одного до четырех) блок-излучателями, что увеличивает максимальную площадь нагрева. Это позволяет производить сушку изделий разных размеров – от крышки лючка бензобака до крыши машины.

Ультрафиолетовые технологии сушки лакокрасочных материалов

С 1999 г. для ремонта ЛКП автомобиля были разработаны и стали применяться лакокрасочные материалы ультрафиолетового (UV – UltraViolet) отвердевания. В первую очередь они были предназначены для так называемого точечного ремонта ЛКП кузова при незначительных его повреждениях – например, царапинах, сколах малых размеров, а также для экономии времени, затрачиваемого на сушку и обработку используемых материалов.

UV-шпатлевки, грунты и лаки при облучении ультрафиолетовым светом отвердевают за 2 – 5 минут. Следует отметить, что при данной технологии используются обычные двухкомпонентные акриловые краски (время их высыхания при облучении коротковолновым IR-нагревателем не превышает 5 – 12 минут).

Преимущества UV-материалов и технологий по сравнению с традиционными видами шпатлевочных материалов:

быстрота полимеризации;
минимальная токсичность производства за счет низкого содержания летучих органических компонентов;
отсутствие в материалах пероксидного отвердителя и, как следствие, дефектов, связанных с опасностью его передозировки;
отсутствие временных ограничений на процесс наложения шпатлевок;
малая усадка и пористость высушенного слоя;
практическое отсутствие температурного воздействия на ремонтируемый участок.

Основной недостаток UV-материалов – высокая стоимость – окупается малыми сроками отвердевания, которые позволяют сократить время ремонтной покраски машины до 1,5 часа.

Следует отметить, что время высыхания UV-материалов разных производителей различно. Так, итальянские шпатлевки и грунты при облучении отвердевают за 2-3 минуты, а немецкие еще быстрее – всего за 3 – 5 секунд(!). Правда, последние в несколько раз дороже. Для минимизации расхода дорогие UV-материалы наносят очень экономно – с помощью специальных шприцов-дозаторов.

Владимир Корницкий
Фото Сергея Кузьмича и Андрея Яцуляка

Редакция благодарит ЗАО «Автомеханика», ООО «Колорит ЛТД» и ДП «Карсистем Украина» за помощь в подготовке материала