
Где техосмотр строже?
Сравнимы ли наши требования к ТО с европейскими?
Во многом мы равняемся на Европу. А насколько сравнимы наши требования прохождения государственного технического осмотра с европейскими?
А. Зелинский, г. Кировоград
![]() | Эксперт |
Ответить на этот вопрос нам помогли специалисты «Лаборатории технических экспертиз Автологистика». Если сравнить требования, по которым проверяют автомобили немецкий союз технического надзора TUV (NORD Mobilitat GmbH& Co.) и украинский стандарт ДСТУ-3649-97, с которым работают лицензированные в ГАИ отечественные СТО, окажется, что в Украине они жестче! Так, в Германии допускают применение на одной оси шин с разным рисунком протектора, а в Украине – нет. Хотя при этом TUV контролирует соответствие размерности шин предписанным производителем. Немцы не требуют дополнительного согласования при доукомплектации автомобиля нестандартным оборудованием, если у этого оборудования есть сертификат соответствия к данной модели автомобиля. У нас же официальный путь автомобиля с любыми переделками – в специальный научно-исследовательский институт (НИИЦБД или ГосавтотрансНИИПроект). Отечественный ДСТУ строже и в плане диагностики тормозов. Наша методика прохождения техосмотра предусматривает контроль такого параметра, как время срабатывания тормозной системы. В TUV данного понятия не существует. Гуманнее оказались немцы также в контроле параметров двигателя. Так, при измерении состава выхлопных газов европейский стандарт предписывает привязку к числу оборотов мотора и к его температуре, получаемым со стандартного диагностического разъема автомобиля. А законодательство Украины требует применения температурного датчика-зонда и измерения оборотов по числу импульсов тока генератора в бортовой сети или в высоковольтном проводе.
![]() | ![]() |
Однако многим отмеченным парадоксам есть объяснение. Например, причиной запрета на эксплуатацию машин с разным рисунком протектора на одной оси может быть отсутствие на большинстве украинских авто системы ABS, которая нивелирует разницу в коэффициенте сцепления разных шин и выравнивает траекторию автомобиля. Да и остальные особенности отечественного ГОСТа объясняются тем, что он разрабатывался в расчете на автопарк устаревших поколений – машины без управляющей электроники, точных контрольных приборов и пр. Сегодня соответствующие органы завершают разработку новой редакции ДСТУ-3649-97, которая приведет требования к транспортным средствам в соответствие с реальностью. Но пока картина получается парадоксальной: +наши требования строже, а показатели аварийности и последствий ДТП – куда хуже европейских.