
Где и как проверить качество топлива: Обойдемся без «бодяги»
Так как действие старых ГОСТов на топливо в Украине продлили еще на год, сознательным владельцам иномарок остается посоветовать только одно – ищите заправки с качественным горючим. Возникли сомнения? Можно сдать бензин на проверку качества.
Так как действие старых ГОСТов на топливо в Украине продлили еще на год, сознательным владельцам иномарок остается посоветовать только одно – ищите заправки с качественным горючим. Возникли сомнения? Можно сдать бензин на проверку качества.
Чтобы проверить топливо, можно обратиться в специализированную лабораторию – государственную либо частную. Главное, чтобы она была сертифицирована. Одной из самых разветвленных современных лабораторных инфраструктур в стране обладает брендовая сеть АЗС «ОККО», предлагающая свои услуги как юридическим, так и физическим лицам.
![]() | Об особенностях проверки топлива в лабораториях нам рассказала руководитель Департамента контроля качества сети АЗС «ОККО», начальник Испытательного центра ГСМ Алла Сидорович. |
? Алла Евгеньевна, что собой представляет ваш испытательный центр?
В составе центра работает 16 аттестованных лабораторий. Из них четыре мобильных, восемь больших и четыре малых на нефтебазах. В больших лабораториях есть моторные установки УИТ, на них арбитражным методом определяется октановое число. Мобильные оснащены экспресс-анализаторами, которые калибровались по октановому числу на наших образцах, проверенных на моторных установках. Данные лаборатории в первую очередь контролируют качество горючего на наших автозаправочных комплексах и нефтебазах, куда оно поступает только с зарубежных нефтеперерабатывающих заводов – из Литвы, Польши, Венгрии и Беларуси. Все эти НПЗ выпускают топливо, соответствующее качественным и экологическим стандартам Евросоюза.
? Какое количество топлива нужно для проверки?
Одна проба – это один литр. Но мы всегда просим предоставлять в два раза больше топлива, так как одну пробу в качестве арбитражной оставляем у себя на случай судебных разбирательств.
? Как автовладельцы могут заказать проверку топлива?
Автовладельцам, т. е. физлицам, необходимо предоставить копии идентификационного кода и паспорта. Далее мы выясняем у клиента, по каким параметрам он хочет проверить топливо, оформляем договор и выставляем счет на оплату. После оплаты делаем анализ образцов горючего и даем заключение.
Образцы топлива обычно заказчик привозит напрямую, так как их пересылка почтой запрещена. При передаче топлива руководитель лаборатории узнает, с какими проблемами столкнулся автовладелец, а затем дает рекомендации по виду проверки. Ведь зачастую топливо не нужно проверять абсолютно по всем параметрам, регламентируемым ДСТУ. Иногда достаточно делать это по одной или двум характеристикам. Тем более что для физлиц с более ограниченными финансовыми возможностями это более привлекательно.
Если результаты проверки по одному-двум параметрам не позволили выявить причину тех или иных проблем, мы определяемся с проверкой других характеристик. У нас разработан и утвержден прейскурант по исследованию каждого показателя топлива.
? Кто ваши основные клиенты на сегодняшний день?
Конечно же, мы сами. Наша главная задача – исключить любую возможность попадания некачественного топлива на заправки «ОККО». Но мы проверяем качество горючего и для других украинских сетей АЗС, которые не имеют собственной развитой лабораторной базы. Это говорит о том, что даже прямые конкуренты признают высокий технологический уровень и высокую квалификацию специалистов наших лабораторий. Кроме того, к нам обращаются и региональные управления защиты прав потребителей, чтобы проанализировать пробы топлива, отобранные ими на АЗС.
Солидная группа клиентов – это компании, эксплуатирующие большое количество техники (автопарки, перевозчики, аграрные холдинги). Им иногда предлагают топливо по интересной цене, но неизвестного качества. Поэтому они обращаются к нам для проверки этого горючего. Среди наших клиентов есть и представители дилерских СТО, обслуживающих гарантийные машины.
? По каким параметрам обычно заказывают проверку топлива?
Чаще всего проверяют бензин на октановое число. В случаях судебных разбирательств мы проводим исследования на моторной установке, если же человек хочет сделать это для себя, тогда достаточно и экспресс-анализатора. Точность результатов при этом не ниже.
? Какими еще характеристиками интересуются клиенты?
Следующие по степени интереса параметры – это доли бензола и ароматических углеводородов, которые существенно отличаются по старым и новым ДСТУ. Нам привозили на проверку «бодягу», где количество бензола превышало норму в 10, 20 и даже 30 раз. Превышение ароматики также встречается, но в меньших размерах.
И, конечно, сера. По старому стандарту серы в бензине допускается не более 0,015% (150 мг/кг), а по новому – не более 0,005% (50 мг/кг) для Евро 4 (вид 2) и не более 0,001% (10 мг/кг) для Евро 5 (вид 1). Причем топливо стандарта Евро 5 можно проверить только на специальном оборудовании. В Украине таких приборов единицы – один из них в нашей львовской лаборатории.
? А цетановое число дизтоплива вы определяете?
В последнее время многие наши клиенты, имеющие парк современной дизельной техники, действительно интересуются этим параметром. Старый стандарт ДСТУ-3868 допускал цетановое число не ниже 45, а новый ДСТУ-4840 – не ниже 51. Потребность в топливе с более высоким цетановым числом особенно испытывают современные дизели с турбонаддувом. От цетанового числа зависит мощность двигателя, его экономичность и четкость работы. Поэтому все крупные автоперевозчики, заключающие с нами контракт, оговаривают потребность в заправке именно топливом Евро 4 и Евро 5. Дизтопливом старого стандарта мы не торгуем уже много лет.
Мы проверяем качество топлива и для ряда других украинских АЗС-сетей. Т. е. даже прямые конкуренты признают высокую квалификацию наших лабораторий.
? Что еще актуально для дизтоплива?
Для лета – это температура вспышки, а для зимы – температура фильтрации. Хотя температура вспышки для эксплуатационных характеристик и не столь важна, но летом она может стать причиной самовозгорания.
Как и для бензина, для дизтоплива также важен процент содержания серы. По старому ДСТУ – до 2000 мг/кг, а по новому – только 50 (Евро 4) и 10 (Евро 5) мг/кг. Наличие в топливе серы в первую очередь влияет на экологию и наше здоровье. Однако сера засоряет и топливную систему. Поэтому, заправляясь топливом стандарта Евро 4 и Евро 5, водители продлевают ресурс двигателя своего авто.
? Но ведь раньше сера обеспечивала смазывающую функцию деталей?
Теперь и в европейских стандартах, и в новых украинских ДСТУ для дизтоплива есть такой показатель, как смазывающая способность, который появился в результате борьбы за снижение содержания серы. Последняя обеспечивала смазывающие способности, но так как ее содержание жестко лимитировали, пришлось искать компоненты, которые снизили бы трение в двигателе. Такие компоненты добавляются только при производстве топлива на нефтеперерабатывающих заводах. Эти тесты мы сами не делаем, так как оборудование для их проведения очень дорогое, а заказываем их либо на самом НПЗ, либо у одной из двух международных инспекционных организаций, располагающих данным оборудованием и работающих в Украине.
Нам привозили на проверку «бодягу», где количество бензола превышало норму в 10, 20 и даже 30 раз. А в последнее время участились случаи, когда обычный бензин разводят спиртами.
? Говорят, что грубо оценить качество топлива можно даже по запаху или цвету…
Руководитель нашей львовской лаборатории Надежда Маткивская, которая работает в лаборатории горюче-смазочных материалов уже 39 лет, нередко по запаху может сказать, какой показатель бензина имеет отклонения от стандарта, на каком заводе он выпущен. Но обычный потребитель «на нюх» или «на глаз» качество горючего не определит. Разве что в двигатель его авто будут лить откровенную «бодягу» с убойными дозами спирта, ацетона или ароматических углеводородов.
? Как же водителю уберечься от поддельных нефтепродуктов?
Хотелось бы отметить: то, что вы заливаете в баки своих машин, влияет не только на ресурс двигателя и топливной аппаратуры, но и на экологию. А это – наше здоровье, здоровье наших детей, а значит, и будущее нации. Поэтому подходите к данному вопросу более сознательно. Отдавайте предпочтение автозаправочным станциям больших сетей, где поставки топлива централизованы и имеются лаборатории, которые контролируют его качество. Такие операторы не допускают на свои АЗС сомнительное топливо. Они понимают, что испорченная репутация может обойтись значительно дороже.