X

ГАЗ: Голубое топливо

Чем сжатый газ отличается от сжиженного

Чем сжатый газ отличается от сжиженного

Чем отличается сжатый (природный) газ от сжиженого? Какой из них используется в качестве автомобильного топлива?

Иван Гринписенко

У сжатого и сжиженного газа разное происхождение. Сжатый – это природный газ метан, добытый из скважин месторождений и широко используемый в быту. В обычных условиях его плотность очень низкая, поэтому хранят метан в толстостенных стальных баллонах под давлением до 200 атмосфер.

Сжиженный газ представляет собой смесь жидких фракций пропана и бутана. Его иногда называют синтетическим, поскольку получают при добыче нефти из попутных газов, выпавших в конденсат. Изменяя процентное соотношение пропана и бутана, получают топливо с меньшей или большей способностью к испарению – «летний» и «зимний» газ. Такое топливо хранят и перевозят в металлических емкостях под давлением 8 – 16 атм – при этом оно находится в жидком состоянии.

В качестве автомобильного горючего используются оба газа. Их энергетические свойства практически одинаковы. Главный «плюс» сжатого заключается в том, что он дешевле, чем сжиженный – 0,75-0,8 грн. за м куб. против 1,5-1,70 грн. за литр.

Один из недостатков использования сжатого газа в качестве автомобильного топлива – при таких же размерах баллонов, как для сжиженного, запас хода машины получается значительно меньшим. Дело в том, что плотность метана значительно ниже, чем у сжиженного газа. В результате энергоемкость газообразного топлива, помещающегося в одном баллоне, намного меньше, чем у такого же количества жидкого газа. Чтобы компенсировать этот недостаток, приходится устанавливать больше баллонов (а это уменьшает полезный объем багажника и увеличивает вес машины), что не всегда допустимо в легковом авто. Поэтому метан, как правило, используют в грузовом и грузопассажирском транспорте.

Подготовили Владимир Корницкий и Игорь Широкун
Фото Юрия Нестерова и Андрея Яцуляка