
Электрический ранжир
С первыми же холодами многие вспомнят об аккумуляторе – севшем, замерзшем или отжившем свое. Перед витриной магазина запчастей разбегаются глаза: что выбрать?
С первыми же холодами многие вспомнят об аккумуляторе – севшем, замерзшем или отжившем свое. Перед витриной магазина запчастей разбегаются глаза: что выбрать?
Даже толковый продавец-консультант в магазине может только усложнить процедуру расставания с деньгами в обмен на свинцово-кислотный источник тока. Череда цифр, химических терминов и рекламных фраз собъет с толку даже самого решительного покупателя. Попробуем разобраться вместе, выстроив аккумуляторы по ранжиру.
Напомним, что все батареи делятся на три класса, отличающихся техническими характеристиками и устройством. Итак, равнение – на цену, а кроме того – на конструктивные особенности батарей!
<![]() | ![]() |
Существенная разница в характеристиках АКБ обусловлена технологией производства пластин токоотводов: литьем или перфорацией (экспандированием) после прокатки. |
Эконом-энергия
Класс «Эконом» – это классические батареи. Обычно у них литые решетки-токоотводы с пластинами из свинцово-сурьмяных сплавов (2,5–3,5% сурьмы), относительно высокая склонность к саморазряду при простоях авто. Такая АКБ теряет 10–14% заряда за месяц и требует ежемесячного контроля уровня электролита из-за активного разложения воды. Кроме того, из-за большой толщины электродов и меньшего их количества недорогие батареи, как правило, обладают более низким пусковым током. Большинство эконом-АКБ – обслуживаемые, но нередко встречаются и более совершенные модели с пластинами из малосурьмянистых свинцовых (1,5-1,8% сурьмы) и свинцово-кальциевых сплавов – у них саморазряд может быть ниже в несколько раз. Потребление воды такими источниками тока также меньше, и данные аккумуляторы считаются малообслуживаемыми. Как и обслуживаемые, они имеют пробки на корпусе. Исключение – недорогие модели европейских брендов – например, Bosch, они полностью необслуживаемые. В целом батареи данной группы имеют такой плюс, как стойкость к глубоким разрядам. У некоторых моделей этой группы для продления срока эксплуатации положительные электроды помещают в полиэтиленовый конверт-сепаратор. Ближе к концу срока службы АКБ это предотвращает замыкание электродов осыпающейся активной массой. В других группах такая опция встречается чаще. Батареями эконом-сегмента стоит комплектовать машины с небольшим бензиновым мотором, имеющие мало электроприборов, постоянно эксплуатирующиеся и имеющие базу для обслуживания.
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Стандарт-сила
Средний сегмент, «Стандарт» – самый популярный на нашем рынке. Применяемые при производстве этих аккумуляторов современные технологии делают их малообслуживаемыми. Так, пластины токоотводов обычно получают не литьем, а методом экспандирования (перфорации) после многократного уплотнения свинцово-кальциевой ленты, что позволяет сделать их более прочными и тонкими. Поэтому в одной банке помещается больше пар пластин, а значит, аккумулятор получается более эффективным, т. е. с большим пусковым током. АКБ с перфорированными пластинами более легкие, однако есть и обратная сторона медали: при запредельных токах нагрузки тонкие пластины могут деформироваться и выйти из строя. Если говорить о типе активного вещества, тут чаще всего встречаются гибридные батареи. У них малосурьмянистая свинцовая плюсовая пластина и минусовая – из сплава свинца и кальция. Поэтому их маркируют символом Са. Глубокие разряды для «гибрида» не смертельны, показатель потери воды из состава электролита – средний. Саморазряд АКБ с гибридными пластинами невелик, за год простоя она теряет не более половины емкости. Но таким батареям рекомендован уход – как минимум, контроль уровня электролита. В этой группе встречаются и необслуживаемые батареи, которые не имеют даже пробок для долива воды и контроля за плотностью электролита. В этой недешевой группе производители обязательно применяют тонкий высокопористый конверт-сепаратор, что увеличивает эффективную отдачу каждой пары пластин. Кроме лучшей токовой отдачи, из-за отсутствия хлора в сепараторе пластины меньше сульфатируются вследствие саморазряда, т. е. батарея «стареет» медленней. Данные АКБ можно посоветовать владельцам новых отечественных машин и несложных иномарок с бензиновым двигателем среднего и повышенного объема и базовой комплектацией электроприборов. Благодаря более высокому стартовому току такие батареи могут дать своему владельцу больше гарантий уверенного холодного пуска зимой. Поэтому они рекомендуются для автомобилей, выполняющих серьезные служебные задания.
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
Характеристики некоторых батарей медиум-класса* | ||||||
| ||||||
Модель батареи | Bosch S4 | Ista Standart Nova 6СТ-55 | Ista Standart Nova 6СТ-60Аз | Ista 7-series 6СТ-60 | Varta Black Dynamic | Vega НР 6СТ-60 |
Емкость, Ач | 60 | 55 | 60 | 60 | 56 | 60 |
Пусковой ток, А, (методика EN) | 540 | 450 | 510 | 570 | 480 | 540 |
Резервная емкость, мин. | н. д. | н. д. | н. д. | н. д. | н. д. | 100 |
Масса, кг | 14,9 | н. д. | н. д. | н. д. | 14,9 | 15,4 |
Гарантия, месяцев | 24 | 24 | 24 | 36 | 24 | 24 |
Цена, грн. | 700 | 450-560 | 575 | 620 | 640 | 576 |
* На примере АКБ для Daewoo Lanos (55 Ач) и Skoda Octavia A5 (60 Ач) |
Премиум-ток
Большинство таких батарей производится с использованием свинцово-кальциевого сплава, из которого сделаны и положительные, и отрицательные токоотводы. Это обеспечивает наибольшую отдачу и стабильность характеристик. У них самый высокий пусковой ток, наибольший срок службы. Кальциевые аккумуляторы меньше всех прочих склонны к саморазряду, они теряют 50% своей энергии лишь через полтора года простоя. Малый расход воды на испарение позволяет делать такие батареи действительно необслуживаемыми, с глухой крышкой корпуса без пробок (или пробки закрыты планкой). Второе отличие – надпись Ca/Ca на корпусе. Еще более ярко положительные качества премиум-батарей выражены, когда в сплаве их токоотводов содержится серебро (обычно в маркировке таких изделий есть слово Silver). Однако кальциевые технологии далеко не идеальны. Без дополнительных технологических добавок такие пластины плохо переносят глубокий разряд – три-четыре случая разрядки способны безвозвратно вывести батарею из строя. Эти аккумуляторы могут работать только в паре с высокоточными системами зарядки, поскольку постоянные отклонения в параметрах бортовой сети приводят к их преждевременному выходу из строя. Следует также отметить, что в некоторых моделях импортного производства отсутствие открывающихся пробок исключает диагностику отдельных банок батареи. Невозможно также последующее «лечение» аккумулятора коррекцией плотности. Батареи данной группы покупают для автомобилей с дизелями, бензиновыми двигателями большого объема и имеющих дополнительные электронные и электрические системы.
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|
Характеристики некоторых батарей премиум-класса* | ||||||
| ||||||
Модель батареи | Bosch S5*** | Inter Premium 6СТ-60*** | FIAMM Diamond L260 | Ista Platinum 6СТ-55 | Varta Silver Dynamic*** | Westa 6СТ-60*** |
Емкость, Ач | 61 | 60 | 60 | 55 | 61 | 60 |
Пусковой ток, А, (методика EN) | 600 | 600 | 510 | 510 | 600 | 600 |
Резервная емкость, мин. | н. д. | 100 | н. д. | н. д. | н. д. | 100 |
Масса, кг | 16,7 | 15,5 | 14,4 | н. д. | н. д. | 15,5 |
Гарантия, месяцев | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Цена, грн. | 810 | 639 | 680 | 610 | 800 | 640 |
* На примере АКБ для Daewoo Lanos (55 Ач) и Skoda Octavia A5 (60 Ач); ** Стандартные габариты батарей – 242/175/190. АКБ, отмеченные ***, имеют размеры 242/175/175 |
Условия гарантии
В серьезном магазине гарантию на купленную АКБ дадут только после простейшей проверки состояния электрооборудования. Это на пользу самому автомобилисту: своевременная замена реле-регулятора или обслуживание генератора наверняка продлят жизнь аккумулятору.
Евгений Аникеев Главный технолог аккумуляторного завода «ВЕСТА-Днепр» Учитывая вышеизложенное, мы лишний раз убеждаемся в том, что стоит считаться не с данью моде, симпатиями к той или иной марке, внешним видом, заверениями консультантов, а с конкретными требованиями к батарее, указанными в руководстве по эксплуатации автомобиля. Нужно помнить также поговорку – скупой платит дважды! Важно знать, что аккумулятор, если он исправен и правильно подобран к автомобилю и условиям эксплуатации, как и хорошая привычка, выручит в трудную минуту. А о плохих привычках можно написать отдельную статью.