
Несколько лет назад видел в Москве на автосалоне маленький автомобиль ГАЗ-18. Что это за машина и какова ее судьба?
Несколько лет назад видел в Москве на автосалоне маленький автомобиль ГАЗ-18. Что это за машина и какова ее судьба?

 |
Несколько лет назад видел в Москве на автосалоне маленький автомобиль ГАЗ-18. Что это за машина и какова ее судьба? В. Ю. Петровский, Киев |
|
 |
Экспериментальный автомобиль ГАЗ-18 спроектирован в КБ Горьковского автозавода в 1958 году. Это был двухместный малолитражный автомобиль с ручным управлением для инвалидов Великой Отечественной войны. Двухцилиндровый двигатель объемом 0,5 л представлял собой «половинку» мотора «Москвич-402». Но самое интересное в конструкции ГАЗ-18 – автоматическая КПП с гидротрансформатором, как на представительском ЗИМе. Она позволяла обойтись без педали сцепления, существенно упрощая управление автомобилем, что для инвалидов особенно важно. Мотор и КПП разместились в задней части машины, а спереди – небольшой багажник и бензобак. В соответствии с назначением автомобиля доступ к двигателю и его системам обеспечивался как снаружи, так и с места водителя. Для этого нужно было лишь откинуть спинку заднего сиденья. Подвеска колес – независимая, торсионная. Размеры дверных проемов и внутреннего пространства цельнометаллического кузова, а также регулируемое сиденье обеспечивали удобную посадку. В разработке автомобиля принимали участие конструкторы ГАЗа: Н. А. Юшманов, Г. М. Вассерман, Б. А. Дехтяр, Ф. А. Лепендин и др. Но отсутствие в СССР необходимых средств и производственных мощностей не позволили наладить выпуск перспективной микролитражки. Было собрано всего 2 экспериментальных образца, один из которых недавно занял место в заводском музее. К тому времени для нужд инвалидов предлагалась мотоколяска серпуховского завода СЗА с кузовом кабриолет. И только в 1962 году появились модификации запорожского «горбатого» для инвалидов.