X

Экономичные автомобили: Стратегия экономии

Мода на экономичные автомобили наконец дошла и до Украины – сегодня на нашем рынке есть выбор таких машин. На примере конкретных моделей сопоставим экономичность современных ДВС, работающих на бензине, дизтопливе, пропан-бутане, и бензо-электрического гибрида.

Мода на экономичные автомобили наконец дошла и до Украины – сегодня на нашем рынке есть выбор таких машин. На примере конкретных моделей сопоставим экономичность современных ДВС, работающих на бензине, дизтопливе, пропан-бутане, и бензо-электрического гибрида.

Мода на экономичные автомобили наконец дошла и до Украины – сегодня на нашем рынке есть выбор таких машин. На примере конкретных моделей сопоставим экономичность современных ДВС, работающих на бензине, дизтопливе, пропан-бутане, и бензо-электрического гибрида.

Для сравнения мы выбрали семейные автомобили, доступные в Украине по цене 160–200 тыс. грн. В основном это модели самого популярного С-класса (Mitsubishi Lancer, Citroёn С4, VW Golf), но есть и исключения. По такой цене можно взять машину уже другого класса – кроссовер Renault Duster с установленным на заводе-производителе газобаллонным оборудованием. А гибрид Toyota Prius оказался существенно дороже. У каждого из этих автомобилей – свой «рецепт» снижения аппетита. Какая же технология на данных машинах экономит владельцам больше денег?

Мы ожидали, что самая горячая борьба развернется между дизельными авто и гибридами. Но уж точно не предполагали, что современные дизели могут выиграть у полноценных бензиновых гибридов! Оказывается, если выжать максимум из традиционных технологий, то они еще на многое способны. Приятно удивили и результаты использования ГБО – еще один пример, когда простым путем можно достичь хорошего результата. Что касается бензиновых машин, то современные технологии (маленький рабочий объем, турбокомпрессор, непосредственный впрыск, КП DSG) возвращают их в гонку за экономичность и могут значительно уменьшить потребление топлива по сравнению с традиционными бензиновыми моделями, сделавшими ставку на проверенные решения.

Сравнительная таблица стоимости 1 км пробега

Тип силового агрегата

Автомобиль

Мин. цена, грн.

Средний расход, л/100 км

Цена топлива,  грн./л

Цена пробега 1 км, грн.

Дизель-микрогибрид

Citroёn С4 e-HDi

193200

4,2

10,3

0,43

Бензин с ГБО

Renault Duster ГБО

163700

9,1

5,6

0,51

Бензо-электрический гибрид

Toyota Prius

303600

3,9

11,3

0,44

Бензин, турбо + робот. КП

Volkswagen Golf 1.2 TSI + DSG

203350

4,8

11,3

0,54

Бензиновый двигатель

Mitsubishi Lancer 1.6

166600

6,2

11,3

0,7

Традиционный бензиновый автомобиль – Mitsubishi Lancer 1.6

Почему он?
В качестве «отправной точки» выступает Mitsubishi Lancer c мотором 1,6 л. Это типичный седан С-класса, такого популярного среди украинских потребителей. Автомобиль является характерным представителем класса и по техническим решениям. К примеру, двигатель – четырехцилиндровый бензиновый, с четырьмя клапанами на цилиндр и распределенным впрыском топлива. Механическая коробка передач – 5-ступенчатая, хотя сегодня в этом классе не редкость и 6-ступенчатая «механика». Для «гурманов» – только система регулировки фаз газораспределения. Но дополнительных систем для снижения расхода топлива вроде «старт/стоп» или гибридной силовой установки нет. Зато цена этого автомобиля самая низкая среди рассматриваемых моделей.

Экономия – за счет чего?
Только за счет водителя: здесь все в его руках и… ногах. Расход топлива напрямую зависит от того, насколько умело он обращается с педалью газа, правильно ли выбирает передачу, подстраивается под «зеленую волну» светофоров и т. д. Указанные для автомобиля нормы расхода топлива – это заводские показатели, полученные в ходе замеров, производимых по специальным методикам.

Каков результат?

Смешанный цикл

6,2 л/100 км

Городской цикл

н. д.

Загородный цикл

5,2 л/100 км

Цена, грн.                         

от 166,6 тыс.

Газобаллонное оборудование – Renault Duster 1.6 ГБО

Почему он?
Идеальный «семьянин» для нетребовательных покупателей: просторный, с большим клиренсом, простыми узлами (мотор, коробка) и низкой ценой. За счет этого вариант с газобаллонным оборудованием (ГБО) стоит недорого – всего на 10 тыс. грн. дороже бензинового в аналогичной комплектации. ГБО установлено в заводских условиях, что избавляет от опасности неправильного монтажа системы и позволяет сохранить гарантию на автомобиль.

Экономия – за счет чего?
Действительно – за счет чего? Посредственная аэродинамика, не самый современный бензиновый мотор, обычная 5-ступенчатая механика, да еще и расход газа больше, чем бензина… Экономия только в одной цифре – ценнике на газовой заправке: пропан-бутан примерно вдвое(!) дешевле бензина. И такая разница в цене с лихвой компенсирует увеличение расхода «голубого топлива» по сравнению с расходом бензина.

Каков результат?

Смешанный цикл

9,1 л/100 км (газ)

Городской цикл

11,8 л/100 км (газ)

Загородный цикл

7,7 л/100 км (газ)

Цена, грн.                       

от 163,7 тыс.

Очень экономичный дизель – Citroёn С4 e-HDi 6-ст. РКП

Почему он?
Основой микрогибрида e-HDi является дизельный двигатель семейства HDi с непосредственным впрыском топлива и турбокомпрессором. Следующий шаг – система «старт/стоп» второго поколения: здесь использован усиленный стартер-генератор, а также конденсатор для запусков мотора и защиты штатной АКБ от ускоренного износа. Кстати, помимо защиты аккумулятора, суперконденсатор с мощным импульсом тока снижает вероятность проблем при запуске дизельного двигателя зимой. Еще одна составляющая микрогибрида e-HDi – роботизированная 6-ступенчатая коробка передач, которая в вопросе экономичной езды может оказаться лучше «механики», не говоря уже о классической АКП.

Экономия – за счет чего?
В городе она достигается за счет системы «старт/стоп», которая глушит двигатель уже тогда, когда автомобиль начинает замедляться и его скорость падает ниже 8–10 км/ч. На трассе основная экономия получается за счет многоступенчатой коробки: чем выше передача, тем ниже обороты мотора и, соответственно, меньше расход топлива.

Каков результат?

Смешанный цикл

4,2 л/100 км

Городской цикл

4,7 л/100 км

Загородный цикл

3,8 л/100 км

Цена, грн.

от 193,2 тыс.

Полноценный гибрид – Toyota Prius

Почему он?
Это первый массовый гибридный автомобиль. В Toyota Prius третьего поколения установлены бензиновый двигатель объемом 1,8 л, работающий по циклу Аткинсона, и электромотор. Все это объединено сложной трансмиссией на основе планетарной передачи. Прибавьте к этому совершенную аэродинамику и возможность езды исключительно на электроприводе… Одно плохо – цена на $10 тыс. больше, чем у самого дорогого из рассматриваемых конкурентов!

Экономия – за счет чего?
В основном – за счет электро­мотора. Он помогает при разгоне, работает в качестве генераторов при торможении, заряжая аккумулятор. При желании можно включить режим езды на электроприводе. Поэтому Toyota Prius оказывается максимально выгодной в городе – там, где необходимо постоянно разгоняться и тормозить. Заявленный расход топлива в городском цикле – лишь 3,9 л/100 км. Расход по трассе меньше всего на 0,2 л/100 км.

Каков результат?

Смешанный цикл

3,9 л/100 км

Городской цикл

3,9 л/100 км

Загородный цикл

3,7 л/100 км

Цена, грн.

от 303,6 тыс.

Современные бензиновые технологии – VW Golf VII 1.2 TSI + DSG

Почему он?
Связка 1.2 TSI + DSG – отличный пример того, как современные технологии вдохнули жизнь в бензиновые моторы. Бензиновый 1.2 TSI оснащен системой непосредственного впрыска топлива в цилиндры и турбонаддувом. В паре с мотором работает 7-ступенчатая роботизированная коробка DSG, которая по своему коэффициенту полезного действия готова поспорить с традиционной «механикой». Кроме того, все бензиновые модели VW Golf VII, поставляемые в Украину, оснащены комплексом мер для снижения расхода топлива Bluemotion Technology, который включает в себя систему «старт/стоп», шины с пониженным сопротивлением качению и меры по улучшению аэродинамики.

Экономия – за счет чего?
Изначально – за счет маленького рабочего объема двигателя (1,2 л) и высокой эффективности его работы благодаря системе непосредственного впрыска топлива. А когда необходима большая тяга, ее обеспечивает турбина, «выдувающая» 175 Нм крутящего момента. Но в то же время маленький мотор с турбиной расходует топливо неравномерно – мало берет на низких оборотах, много – на высоких, когда работает турбина. А значит, надо постоянно оперировать оборотами: быстро разогнался – и сразу включай повышенную передачу, чтобы снизить обороты мотора и расход топлива. И вот здесь коробка DSG раскрывается в полной мере: сначала она помогает автомобилю разгоняться без потери тяги при переключениях, а затем быстро включает повышенную передачу, дабы снизить обороты мотора. В итоге даже по городу, при 60–70 км/ч, часто можно ехать на 6-й или 7-й передаче и при 1200–1500 об/мин. А если нужно резко ускориться, то коробка DSG вмиг опускается на несколько передач и позволяет двигателю выдать максимальный крутящий момент. Свою лепту вносит и комплекс Bluemotion Technology. Система «старт/стоп» помогает экономить топливо в городе.

Каков результат?

Смешанный цикл

4,8 л/100 км

Городской цикл

5,6 л/100 км

Загородный цикл

4,4 л/100 км

Цена, грн.                       

от 203,35 тыс.

RPM
Фото из архива редакции