Чтобы шум не досаждал
![]() | ![]() | Многие автовладельцы недовольны акустическим комфортом в салоне. Поэтому и обращаются в специализированные центры для «обесшумливания» как дорогих иномарок, так и подержанных машин отечественного производства. |
Шумы, досаждающие сидящим
в салоне, бывают четырех видов: скрип кузовных и декоративных панелей,
возникающий при их взаимном перемещении при вибрациях из-за очень низкой
жесткости кузова; шум от различных узлов и агрегатов; аэродинамический
шум, а также резонирование кузовных и декоративных панелей при звучании
аудиосистемы.
Каждому свое
Скрип и дребезжание кузовных и декоративных панелей обычно возникает
в недорогих автомобилях – старых иномарках, а также в отечественных машинах.
Для его устранения можно использовать полоски минеральной ваты, мягкого
поролона и мастику. Хороший результат дает применение поролона и мастики.
Первый не позволит деталям соприкасаться, вторая – зафиксирует их. Однако
следует помнить, что мастика в жаркие дни долго будет издавать специфический
запах. Кроме того, можно воспользоваться специальной тканью – ею оклеивают
места соприкосновения пластиковых деталей. Такая обработка у специалистов
стоит около $130.
Избавиться от шума узлов и агрегатов помогает регулировка и замена изношенных
деталей. Если же с состоянием автомобиля все в порядке, а шум по-прежнему
досаждает, его можно уменьшить, обклеив шумоизоляционными материалами
большие плоские и гнутые поверхности: пол салона и багажника, внутреннюю
поверхность крыльев и дверей, пожарную перегородку (между моторным отсеком
и салоном), шляпную полку. Не стоит оставлять без внимания и места крепления
к кузову элементов подвески, ведь через них передаются вибрации от неровностей
дороги. Для шумоизоляции салона можно использовать различные материалы:
от самодельных из сырой резины и прессованных отходов текстиля или дешевых
войлочных матов с битумной пропиткой до изделий среднего ценового уровня
(«Автопласт», «Стандартпласт»), а также дорогих, например, Terodem и Dynamat.
Среди профессиональных материалов есть изделия специального назначения,
например, только для шумоизоляции моторного отсека. Они маслобензостойкие
и негорючие. «Кустари», борющиеся с шумами в условиях гаража, для шумоизоляции
пожарной перегородки, передних крыльев в подкапотном пространстве могут
использовать минеральную вату и лавсановую пленку. Они устойчивы к агрессивной
среде, негорючие и неплохо «удерживают» панели от вибрации.
Если детали салона «поют» из-за мощной акустической системы, без дорогих
и качественных материалов не обойтись. Ведь амплитудно-частотная характеристика
музыкальных произведений охватывает широкий диапазон резонирующих частот.
В этом случае подойдут голландский Caliber, американские Dynamat, Pylemat
и т. д. «Подпевающие» детали определяют на ощупь, прижав к «подозрительному»
месту ладонь. Как правило, это опять-таки большие плоские поверхности,
чаще – пластиковые.
Что сколько стоит
Один из лучших способов сэкономить на шумоизоляции – использовать различные
материалы, в зависимости от характера проблемы. Например, если скрипит
пластиковая накладка на колесной нише, ее можно просто «приклеить» к металлу
толстым слоем битумно-каучуковой мастики (банка весом 4 кг стоит около
9 грн.). Она же является отличным антикором. Если гудят наружные дверные
карты – на них изнутри (на 50 – 60% площади) достаточно приклеить шумоизоляционный
мат («Автопласт» – $22 – 27 за м кв., «Стандартпласт» $7 – 25 за м кв.).
Шум от качения шин лучше всего слышен через пол. Поэтому есть смысл его
обработать. На рынке комплект войлочно-битумных матов на пол «классики»
стоит около 40 грн. Для автомобилей других марок – чуть дороже. Чтобы
устранить скрип, исходящий от дверей, шляпной полки и торпедо, придется
раскошелиться на Terodem ($43 – 47 за м кв.), Dynamat ($55 – 76 за м кв.)
или Caliber (от $27 за м кв.).
Для полной шумоизоляции, например, «девятки» потребуется примерно 26
м кв. материала, что обойдется в сумму около $500. Обязательно подлежат
обработке колесные ниши и арки, пожарная перегородка и дверные карты.
Комбинируя различные материалы, удается добиться приемлемого результата
при относительной экономии средств. Например, «успокоить» подпевающий
салон можно материалами Dynamat, ниши, колесные арки и пожарную перегородку
– «Автопластом», на пол салона и в багажник приклеить мастикой битумно-войлочный,
пенополиэтиленовый или пенополиуретановый ковер, между скрипящими пластиковыми
панелями проложить полоски поролона, а моторный отсек обработать минеральной
ватой и лавсановой пленкой. Однако не стоит забывать, что шумоизоляционные
материалы относятся к таким, о которых справедливо говорят: дорого – значит
качественно. Дорогие изделия эффективнее, тоньше и при этом меньше весят.
К тому же с ними проще работать. Можно залить весь пол битумом и покрыть
обычным рубероидом, но пользы от этого мало, а трудозатрат – много. К
тому же запах мастики, как и большинства недорогих антикоров, будет очень
долго выветриваться из салона.
Как видим, качественная шумоизоляция автомобиля – операция не из дешевых.
К тому же во многих моделях довольно сложно добиться положительного результата.
Профессионалы неохотно берутся за работу над «Нивами» из-за их шумной
трансмиссии и над «девятками», «Тавриями» из-за их конструктивных особенностей.
Неожиданно много усилий требуется на обработку популярных у нас автомобилей
Daewoo и Chevrolet. Чтобы «успокоить», например, Lanos, потребуется почти
27 м кв. материала, а для Aveo – на 3 м кв. больше. Влетит в копеечку
и «доводка» последних моделей от Mercedes, Audi, BMW. Невзирая на то,
что уже на конвейере их серьезно «обесшумливают», работа с ними обойдется
даже дороже, чем с другими авто из-за высокотехнологичного (и поэтому
сложного для разборки-сборки) салона.
![]() | Расход материалов на полную шумоизоляцию автомобиля, В/Ш*, м кв. |
|