X

Бывают ли мотоциклы полноприводными?

Комментатор ралли Париж – Дакар несколько раз упоминал о полноприводных мотоциклах (на двух колесах). Разве такие бывают?

Комментатор ралли Париж – Дакар несколько раз упоминал о полноприводных мотоциклах (на двух колесах). Разве такие бывают?

Комментатор ралли Париж – Дакар несколько раз упоминал о полноприводных мотоциклах (на двух колесах). Разве такие бывают?

Сергей Рябиков, Берегово Закарпатской обл.

Бывают! О самодельных конструкциях известно еще со времен передачи «Это вы можете», в 80-е собиравшей у экранов значительную часть мужского населения СССР. А вот на крупносерийное производство (партиями по 30 – 50 штук полноприводники выпускались в США) отважился пока только концерн Yamaha. Именно его эндуро WR 450 F 2-Trac упоминал комментатор. И несмотря на отсутствие «дакаровского» опыта, Давид Фретиньи выступил очень достойно: после пролога по раскисшим французским проселкам дебютант марафона прибыл на Африканский континент лидером зачета! Правда, вскоре все встало на свои места: грязь марафонцам больше не попадалась, и вперед вышла непобедимая армада КТМ, под флагами которой собралась рейдовая сборная мира. В пустынях же полноприводная Yamaha проигрывала конкурентам из-за большего (на 15 – 20 кг) веса. Давид даже несколько раз падал, не в состоянии удержать тяжелый мотоцикл, вязнущий в песке. Тем не менее француз финишировал в Сенегале седьмым (лучший из «некатээмовцев»), выиграв три этапа. Плюс победил в категории Super Production, к которой относятся серийные мотоциклы с двигателями объемом менее 450 см куб.

Yamaha WR 450 F 2-Trac дебютировала лишь за 4 месяца до «Дакара» – в сентябре 2003 года, так что мотоцикл Фретиньи не сильно отличался от серийного. В основу 2-Trac лег моноприводный эндуро WR 450 F. Его 1-цилиндровый 449-кубовый «четырехтактник» развивает 53 л. с. и при весе 129 кг мотоцикл разгоняется до 140 км/ч. Единственное отличие полноприводника – гидропривод переднего колеса (+11 кг), разработанный «королем подвесок» Ohlins. Над КПП установлен приводимый цепью масляный насос. Создаваемое им давление посредством двух гибких трубопроводов передается от гидромотора (размером с видеокассету) на ступицы переднего колеса. Если оба колеса вращаются с одинаковой частотой, то передний привод не задействуется. Но при начинающейся пробуксовке заднего колеса гидромотор приводит переднее, помогая стабилизации и разгону эндуро. Максимальная величина крутящего момента, сообщаемая на передок, – 15 %.

«Дакаровской» пробе пера предшествовали пять лет напряженнейших испытаний как на полигонах, так и на спортивных трассах. В 2002-м Фретиньи и Жан-Клод Оливье на WR 450 F 2-Trac заняли два первых места в Schamroc Rallyue. Сегодня над полноприводной трансмиссией работают такие гранды как Honda, BMW, Christini, Husqvarna. Но ближе всех к созданию серийного образа KTM – австрийцы уже проводят промышленные испытания своего полноприводника, построенного на базе 450 SX Racing. Ведутся подобные работы и в Украине: цель проекта «Цивар», возглавляемого энтузиастами мотодела Григорием Гуменным, Александром и Борисом Ивасюками, – создание целого семейства полноприводных мотоциклов и снегоходов.

Подготовили Юрий Дацык, Марина Лукинюк, Сергей Суховский
Фото фирм-производителей