Бюджетники, cтройся!

«Автоцентр» первым протестировал летние шины медиум-класса для бюджетных авто.

«Автоцентр» первым протестировал летние шины медиум-класса для бюджетных авто.

«Автоцентр» первым протестировал летние шины медиум-класса для бюджетных авто.

«Автоцентр» первым протестировал летние шины медиум-класса для бюджетных авто.

Уже около пяти лет мы знакомим читателей с результатами тестов 15- и 16-дюймовых шин премиум-сегмента. Но шины бюджетного класса, очень популярные в Украине, практически никто не тестирует. В конце прошлого лета эксперты «Автоцентра» совместно с НЦПЭ «Тест» впервые собственными силами провели испытания 14-дюймовых шин медиум-сегмента, которые на момент закупки стоили до 400 грн. Их приобретают в основном для бюджетных моделей авто. В этот список попали продаваемые в Украине изделия из Китая, Южной Кореи, Турции, Чехии, Венгрии, Словении и Польши. Не забыли мы включить в него и нашу «соотечественницу», а также ближайших «соседей» из СНГ.

Тест летних шин медиум-класса для бюджетных авто. Тест летних шин медиум-класса для бюджетных авто.
В качестве тестовых автомобилей выступали три VW Polo c двигателями 1,4 литра. В качестве тестовых автомобилей выступали три VW Polo c двигателями 1,4 литра.

В качестве тестовых автомобилей выступали три VW Polo c двигателями 1,4 литра.

Испытания проводились на специальном полигоне в Финляндии, где имитировались все виды покрытия и дорожные условия.

Глубина рисунка протектора и вес шины – довольно важные показатели, существенно влияющие на устойчивость к аквапланированию, управляемость и экономичность.

Три серийных VW Polo оснащались тестовым оборудованием VBOX Racelogic, обеспечивающим высокую точность измерений благодаря работе с 10–12 спутниками глобальной навигационной системы.

Три дня ступицам колес пришлось выдерживать не только максимальные нагрузки, но и около 1000 замен колес. В таком режиме резьбу под болты нужно было периодически «освежать» метчиком.

Перед тест-группой организаторы поставили множество задач: выяснить, действительно ли эти недорогие шины стоят своих денег; разумно ли переплачивать за покрышки премиум-сегмента; как выглядит рядом с зарубежными конкурентами первая украинская шина медиум-сегмента Rosava SQ-201 Aqualine…

В ходе проведения всевозможных испытаний практически у каждой из бюджетных шин были выявлены определенные недостатки.

Чтобы исключить необъективность экспертов по отношению к тому или иному шинному бренду в испытаниях, где выставлялась су бъективная оценка, тест-пилоты Дмитрий Чабан и Алексей Мочанов не выходили из машины и не знали, в какие шины «обут» автомобиль.

Fulda EcoControl

К какому классу принадлежит эта шина – вопрос спорный. Одни относят ее к премиум, другие – к медиум… В наш тест она попала потому, что прошлым летом стоила меньше 400 грн. И, как выяснилось, эта шина – лучшая в данном классе. Впрочем, и у нее есть слабые стороны – например, устойчивость к аквапланированию в повороте.

В ходе теста шина получила высокие оценки в большинстве испытаний. Лидерство ей обеспечила сбалансированность. На мокрой и сухой трассах скольжение начинается на больших скоростях, чем у остальных, а поведение остается прогнозируемым.

Несмотря на наличие мягкой боковины, комфорт EcoControl – на уровне более жестких покрышек. Однако из-за мягкой резиновой смеси протектора при экстремальной езде эта шина сильно изнашивается.

Страна-производитель

Польша

Тип рисунка протектора

асимметр.

Индекс скорости

82Т

Глубина рисунка протектора, мм

7,36

Жесткость боковины

мягкая

Вес шины, кг

6,82

Дата производства

6 неделя 2008

Цена,* грн.

493

Оценка

8,0

* Цена на все шины по состоянию на март 2009 г.

Плюсы

Минусы

  • Сцепные свойства на сухом асфальте
  • Тормозные свойства
  • Комфорт
  • Устойчивость к аквапланированию
  • Износоустойчивость

Hankook Optimo K715

Корейский бренд Hankook – шина Оptimo K715, выпущенная в Венгрии, оказалась в числе лидеров, заняв второе место. Шина очень хорошо проявила себя на воде – чтобы заставить ее «плыть» на прямике или в повороте, потребовалось немало усилий.

На сухой змейке поведение почти такое же, как и у изделий из премиум-сегмента, но все же эта шина немного до них недотягивает. Однако в мокрых поворотах требуется снижать скорость, хотя благодаря прогнозируемости управлять автомобилем легко.

Более серьезные претензии – к комфорту. На «стиральной доске» руль дергает сильнее, чем у других, а на прямике на него передаются толчки. Шина имеет повышенный коэффициент сопротивления качению, то есть сэкономить топливо не удастся.

Страна-производитель

Венгрия

Тип рисунка протектора

ненапр., симметр.

Индекс скорости

82Т

Глубина рисунка протектора, мм

8,34

Жесткость боковины

средняя

Вес шины, кг

7,18

Дата производства

5 неделя 2008

Цена, грн.

475

Оценка

7,9

Плюсы

Минусы

  • Устойчивость к аквапланированию
  • Комфорт
  • Сопротивление качению

Barum Brilliantis

В ассортименте известного в бюджетном сегменте чешского производителя шин Barum мы выбрали модель Brilliantis. Эта шина проиграла победителю три десятых балла.

На мокром асфальте при маневрах ведет себя стабильно, однако тормозной путь получился длиннее, чем ожидалось. На сухой змейке держит заданную траекторию довольно цепко и проходит ее с небольшими сносами, но все же отстает от лидеров. Шина достойно справляется с «водоемами» на прямолинейной траектории и чуть хуже – в поворотах.

В плане комфорта Brilliantis заметно отстает, так как на разбитой дороге толчки на руле и кузове ощутимее, чем у многих других. К тому же эта шина довольно шумная. Впрочем, весомость данных оценок невелика, поэтому на конечный результат они мало повлияли.

Страна-производитель

Чехия

Тип рисунка протектора

ненапр., асимметр.

Индекс скорости

82Т

Глубина рисунка протектора, мм

8,15

Жесткость боковины

средняя

Вес шины, кг

6,78

Дата производства

9 неделя 2008

Цена, грн.

503

Оценка

7,7

Плюсы

Минусы

  • Сцепные свойства на сухом асфальте
  • Акустический комфорт
  • Управляемость на сухом асфальте
  • Комфорт

Matador Elite 2 (MP42)

Словацкий Matador – Elite 2 (MP42) в классе «бюджетников» занял четвертую позицию. У этой шины хорошие тормозные свойства, управляемость и цепкость в поперечном направлении на мокром асфальте. Проблемы возможны только при сбросе газа, если передние колеса уже на сухом асфальте, а задние еще на мокром – при наличии боковых сил машину может сорвать в занос. В тестах на устойчивость к аквапланированию эта шина всплывает раньше, да и удар при въезде в лужу ощущается.

На сухом асфальте сцепные свойства
в поперечном направлении немного хуже, поэтому и в маневренности Elite 2 уступает лидеру. Шина достаточно комфортна, с низким коэффициентом сопротивления качению, чем обеспечивается экономия топлива.

Страна-производитель

Словакия

Тип рисунка протектора

ненапр., симметр.

Индекс скорости

82Т

Глубина рисунка протектора, мм

8,05

Жесткость боковины

мягкая

Вес шины, кг

7,32

Дата производства

24 неделя 2008

Цена, грн.

443

Оценка

7,5

Плюсы

Минусы

  • Сцепные свойства, торможение и управляемость на мокром асфальте
  • Низкое сопротивление качению
  • Аквапланирование

Maxxis MA-P1 (всесез.)

Еще одна малоизвестная у нас шина MA-P1 из ассортимента тайваньского бренда Maxxis изготовлена в Китае. Летней резины в нужном нам размере не нашлось, поэтому взяли «всесезонку». Впрочем, судя по внешнему виду, таковой она является исключительно для родного региона, у нас же ассоциируется только с летней. В рейтинге MA-P1 заняла «золотую середину».

Неплохо тормозит на сухом и на мокром асфальте. Хорошо сопротивляется аквапланированию на прямике, но если лужа в повороте, замедляться нужно до нее. На сухой змейке держится на дуге, хотя боковина заламывается. При «перекладывании» руля появляется замедленность реакции. Маневры на мокром асфальте требуют снижения скорости, но контролировать машину несложно.

Страна-производитель

Китай

Тип рисунка протектора

ненапр., симметр.

Индекс скорости

82Н

Глубина рисунка протектора, мм

8,2

Жесткость боковины

жесткая

Вес шины

7,36

Дата производства

8 неделя 2008

Цена, грн.

530

Оценка

7,4

Плюсы

Минусы

  • Поперечные сцепные свойства на мокром асфальте
  • Шумность
  • Аквапланирование в повороте
  • Сопротивление качению

Amtel Planet DC

Разрекламированные в Украине российские шины «Амтел» оказались чуть ниже середины итогового рейтинга. Во многих тестах Planet DC получила стабильные средние оценки, однако из-за недочетов в управляемости суммарный балл – ниже среднего.

На сухой змейке шина не позволяет ехать на скорости выше средней из-за сильного сопротивления повороту. Но на больших радиусах поворотов она позволяет двигаться достаточно быстро. На мокром асфальте шина начинает рано скользить и требует заметного снижения скорости или очень тонкой работы педалью газа, чтобы удержать траекторию.

Передает все мелкие дорожные неровности, а на волнах асфальта машину даже слегка подбрасывает. При проверке шумности российское изделие оказалось не слишком тихим.

Страна-производитель

Россия

Тип рисунка протектора

ненапр., симметр.

Индекс скорости

82Н

Глубина рисунка протектора, мм

7,77

Жесткость боковины

средняя

Вес шины, кг

7,32

Дата производства

10 неделя 2008

Цена, грн.

419

Оценка

7,3

Плюсы

Минусы

  • Поперечные сцепные свойства
  • Комфорт
  • Сопротивление качению

Rosava SQ-201 Aqualine

В тесте на устойчивость к аквапланированию Rosava SQ-201 Aqualine хорошо держит машину в повороте, но если ее срывает, то удержать контроль сложно. На сухой змейке достаточно быстро начинает скользить, но на большом кольце повороты держит лучше, хотя также немного «плывет». На мокрой змейке поведение шины уверенное, но в повороте при съезде с сухого асфальта на мокрый машину может бросить наружу поворота.

SQ-201 Aqualine достаточно комфортна на небольших неровностях; на больших машину «отстреливает» вверх. Зато боковина средней жесткости – оптимальный выбор между комфортом, ресурсом подвески и стойкостью на разбитых дорогах. Хотя итоговая оценка не очень высока, это недорогое отечественное изделие входит в категорию оптимальных по соотношению «цена – качество». Шина соответствует требованиям медиум-класса и предназначена для водителей со спокойным стилем вождения. Имея достаточно крупные блоки и широкие поперечные канавки, SQ-201 Aqualine пригодна и для выездов на природу, где многим конкурентам будет весьма сложно бороться с песком и грязью.

Страна-производитель

Украина

Тип рисунка протектора

направл., симметр.

Индекс скорости

82Н

Глубина рисунка протектора, мм

6,94

Жесткость боковины

средняя

Вес шины, кг

7,42

Дата производства

20 неделя 2008

Цена, грн.

350

Оценка

6,9

Плюсы

Минусы

  • Аквапланирование на прямой
  • Комфорт
  • Тормозные свойства
  • Акустический комфорт

Lassa Impetus 2

Турецкие шины Lassa в Украине пока малоизвестны. Распознавали характер этой марки на примере модели Impetus 2. Результаты в ряде тестов оказались невысокими, поэтому и итоговый балл соответствующий. Тормозной путь на мокром асфальте – увеличенный. На сухом машина замедляется лучше. В тесте на устойчивость к аквапланированию в повороте скорость всплытия – самая маленькая. На сухом асфальте, как и в других тестах, шина обеспечивает хорошую управляемость и ведет себя прогнозируемо. На мокром покрытии автомобиль контролируется неплохо, но при условии, что скорость невысокая.

Шина не очень комфортная – очевидно, из-за жесткой боковины. Однако на разбитых дорогах вероятность ее повреждения ниже.

Страна-производитель

Турция

Тип рисунка протектора

направл., симметр.

Индекс скорости

82Н

Глубина рисунка протектора, мм

7,94

Жесткость боковины

жесткая

Вес шины

8,32

Дата производства

4 неделя 2008

Цена, грн.

540

Оценка

6,9

Плюсы

Минусы

  • Управляемость на сухом асфальте
  • Сопротивление качению
  • Аквапланирование в повороте
  • Поперечные сцепные свойства на мокром асфальте

Nexen N2000

Южнокорейский шинный бренд Nexen в Украине появился не так давно, и чем отличаются изделия этой марки, у нас мало кто знал. Проверка свойств модели N2000 позволила сделать вывод, что эта шина по своим характеристикам очень «неровная». В тестах на устойчивость к аквапланированию и по уровню шумности она в лидерах, а вот в остальных результат заметно хуже, и потому общая оценка невысока. На сухой змейке чувствуется «упрямство» шины, не желающей слушаться руля. При резких маневрах покрышку начинает «закусывать», но затем она восстанавливает «осанку».

Оригинальный V-образный рисунок протектора положительно выделился при проверке шумности – шина оказалась самой тихой на разных скоростях. Но по комфорту проиграла из-за характерных тяжелых ударов при езде по неровностям. Из-за специфического рисунка протектора с тонкими веерообразными ответвлениями плечевая зона очень сильно изнашивается; соответственно, о большом ресурсе на украинских дорогах со щебнем мечтать не приходится.

Страна-производитель

Южная Корея

Тип рисунка протектора

направл., симметр.

Индекс скорости

82Н

Глубина рисунка протектора, мм

7,63

Жесткость боковины

средняя

Вес шины, кг

7,70

Дата производства

49 неделя 2007

Цена, грн.

484

Оценка

6,8

Плюсы

Минусы

  • Устойчивость к аквапланированию
  • Низкая шумность

  • Тормозные свойства
  • Управляемость в дождь
  • Сцепление с дорогой
  • Сильный износ протектора

Debica Passio 2

Польская Debica Passio 2 – в числе аутсайдеров из-за недостаточных сцепных свойств на сухом и мокром покрытиях, что негативно повлияло на управляемость и тормозные свойства на мокром асфальте и снизило поперечную устойчивость на сухом. При маневрах руль достаточно легкий, но шина рановато отправляет машину в снос.

Зато Passio в лидерах при «купании» на прямике. Правда, на кривой она уступает другим. Хорошие оценки по шумности и комфорту не спасли шину от попадания в «хвост» рейтинга.

Страна-производитель

Польша

Тип рисунка протектора

ненапр., симметр .

Индекс скорости

82Т

Глубина рисунка протектора, мм

6,89

Жесткость боковины

мягкая

Вес шины, кг

6,34

Дата производства

50 неделя 2007

Цена, грн.

570

Оценка

6,8

Плюсы

Минусы

  • Сопротивление качению
  • Комфорт
  • Сцепные свойства с любым покрытием
  • Управляемость
  • Торможение

Nokian Hakka i3 (премиум-сегмент)

Продукция Nokian Tyres нам больше известна по зимним шинам, которые за многие годы завоевали серьезный авторитет и общепризнаны как премиум-шины. В то же время летняя резина от финского бренда еще лет пять – семь назад была не столь популярна. Но времена меняются – сегодня летние шины финского происхождения так же успешно сражаются за потребителя, как и зимние. И все-таки можно ли причислить данные покрышки к премиум-сегменту? Как показал наш тест, это действительно так. Летняя шина Hakka i3 на шаг впереди по сравнению с представителями медиум-класса практически во всех испытаниях.

Страна-производитель

Россия

Тип рисунка протектора

ассиметр.

Индекс скорости

82Н

Глубина рисунка протектора, мм

8,16

Жесткость боковины

мягкая

Вес шины, кг

7,16

Дата производства

35 неделя 2008

Цена, грн.

553

Оценка

9,2

Плюсы

  • Характеристики на мокром асфальте
  • Аквапланирование в повороте
  • Сопротивление качению
  • Комфорт

Экология – это важно!

отя Украина еще не в Евросоюзе, мы провели химический анализ шин на наличие полициклических ароматических углеводородов, на которые в Европе накладываются жесткие ограничения согласно стандарту ISO 21461. Зачем нужна проверка данного показателя? Дело в том, что в процессе износа шин эти химические соединения попадают в воздух, который мы вдыхаем как в салоне автомобиля, так и на улице. При накоплении этой вредной «химии» в организме человека возможно развитие онкологических заболеваний.

Соответствуют требованиям ISO 21461 (с запасом)

Соответствуют ISO 21461 (с минимальным зазором)

Немного не соответствуют стандарту ISO 21461

Не соответствуют требованиям ISO 21461

Fulda EcoControl
Nokian Hakka i3

Amtel Planet DC
Barum Brilliantis
Matador Elite 2 (MP42)
Rosava SQ-201 Aqualine

Debica Passio
Lassa Impetus 2
Nexen N2000

Hankook Optimo K715
Maxxis MA-P1

 

Разбор полетов

Итоги теста шин медиум-класса оказались неожиданными. Некоторые изделия, которые, как предполагалось, должны быть лучшими, не оправдали наших надежд, а те, которые настораживали, показали довольно неплохие результаты. Многие участники испытаний проявили определенные недостатки в тех или иных видах тестирования, и если вы решили приобрести определенную покрышку, наш тест поможет сориентироваться, в каких условиях нужна особая осторожность. Такая нестабильность свидетельствует еще и о том, что в средней ценовой категории шин для спортивного стиля вождения нет.

Задекларированная шина из премиум-сегмента по итоговой оценке действительно с большим отрывом обошла изделия из медиум-класса. Интересно и то, что стоит она дешевле, чем некоторые ее сегодняшние конкуренты. Возможно, в данном размере шин (185/60 R14) деления между классами нет? Мы проверим это уже в нынешнем летнем сезоне.

Что касается отечественного изделия, то ЗАО «Росава» действительно создала продукт медиум-сегмента, который способен конкурировать с зарубежными аналогами. Хотя многим из них в ряде тестов SQ-201 Aqualine уступает, зато эта шина – самая доступная, благодаря чему она сильна при оценке соотношения цены – качества. Надеемся, что следующие новинки Rosava позволят украинскому производителю шин подняться в наших тестах еще на несколько ступенек выше.

Вид испытаний

Весомость оценки, %

Nokian Hakka i3 (премиум)

Amtel Planet DC

Barum Brilliantis

Debica Passio 2

Fulda EcoControl

Hankook Optimo K715

Мокрый асфальт

50%

      

Торможение с АBS

15%

10

7

6

6

9

7

Аквапланирование на прямой

15%

8

8

9

10

7

10

Аквапланирование в повороте

10%

10

8

8

6

6

10

Поперечные сцепные свойства

10%

10

8

9

7

9

9

Сухой асфальт

20%

      

Торможение с АBS

10%

9

8

8

8

9

8

Поперечные сцепные свойства

10%

8

8

9

5

9

7

Субъективные оценки

20%

      

Управляемость на мокром асфальте

10%

10

6

8

4

6

6

Управляемость на сухом асфальте

7%

9

5

5

5

9

6

Комфорт

3%

7

3

4

7

7

4

Экономичность и комфорт

10%

      

Шумность

5%

9

8

6

8

9

8

Сопротивление качению

5%

10

8

9

9

9

9

Всего

100%

9,2

7,3

7,7

6,8

8,0

7,9

Цена

 

553

419

503

570

493

475

Цена/качество (рейтинг)

 

4

3

2

1

4

3

Безопасность (рейтинг)

 533243

Вид испытаний

Весомость оценки, %

Lassa Impetus 2

Matador Elite 2 (MP42)

Maxxis MA-P1

Nexen N2000

Rosava SQ-201 Aqualine

Мокрый асфальт

50%

     

Торможение с АBS

15%

6

8

8

5

6

Аквапланирование на прямой

15%

8

6

8

9

9

Аквапланирование в повороте

10%

4

6

6

9

6

Поперечные сцепные свойства

10%

7

10

9

7

8

Сухой асфальт

20%

     

Торможение с АBS

10%

9

8

8

7

7

Поперечные сцепные свойства

10%

7

5

6

4

6

Субъективные оценки

20%

     

Управляемость на мокром асфальте

10%

5

9

7

4

6

Управляемость на сухом асфальте

7%

7

7

5

7

6

Комфорт

3%

6

6

6

4

7

Экономичность и комфорт

10%

     

Шумность

5%

9

8

9

10

6

Сопротивление качению

5%

10

10

8

9

9

Всего

100%

6,9

7,5

7,4

6,8

6,9

Цена

 

540

443

530

484

350

Цена/качество (рейтинг)

 13213

Безопасность (рейтинг)

 23322

 

Коэффициент сопротивления качению проверялся на специальном барабанном стенде, при скорости 80 км/ч под нагрузкой, составляющей 80% от индекса грузоподъемности шины, и при давлении в покрышке 210 КПа.

Подготовил Юрий Дацык
Фото автора и Романа Базая

По результатам испытаний «Автоцентра»