О том, как можно решить транспортные проблемы Киева, журнал «Автоцентр» спрашивал у бывшего заместителя главы КГА Ивана Салия и советника председателя «Укравтодора» Сергея Козыря.
О том, как можно решить транспортные проблемы Киева, журнал «Автоцентр» спрашивал у бывшего заместителя главы КГА Ивана Салия и советника председателя «Укравтодора» Сергея Козыря.
О том, как можно решить транспортные проблемы Киева, журнал «Автоцентр» спрашивал у бывшего заместителя главы КГА Ивана Салия и советника председателя «Укравтодора» Сергея Козыря. |
Иван Салий. Депутат Киеврады | Сергей Козырь. Советник председателя «Укравтодора» |
?«Автоцентр»: С каждым годом транспортная проблема в Киеве становится все острее. Что нужно сделать в первую очередь, чтобы переломить ситуацию?
Сергей Козырь: Первый шаг к преодолению транспортного кризиса – это внедрение «умных» светофоров, строительство многоуровневых транспортных развязок, а в перспективе – тоннелей. Необходимо внести изменения в существующее законодательство, касающееся ответственности за нарушения ПДД, усовершенствовать систему взимания штрафов.
Хочу отметить, если город строится без генерального плана и его дороги не рассчитаны на такое огромное количество машин (увеличивающееся из года в год), – то вполне закономерно, что возникают пробки и заторы.
Иван Салий: Мэрия Киева поддержала идею интеллектуальных светофоров. Теперь благодаря установленным на перекрестках видеокамерам диспетчер центра управления АСУДД (автоматизированной системы управления дорожным движением) может видеть каждое проблемное место и регулировать потоки движения транспорта.
Например, в Мадриде есть три подобных диспетчерских пункта, в Финляндии на всех дорогах вывешены «умные» светофоры. Я объездил десятки таких пунктов, и очень доволен, что у нас уже есть такая программа, что она выполняется и финансируется.
? «АЦ»: Киеву крайне необходимы новые мосты через Днепр. Когда достроятся нынешние?
Иван Салий: Сложно сказать. Для окончания строительства не хватает средств. Например, так называемый мост Кирпы, его стоимость – 9 млрд. грн., из них 4 млрд. грн. – автомобильная часть. Железнодорожники в этом году закончат строительство своей части моста, и по ней поедут поезда. Достраивать же автомобильную часть должны городские власти, а они перекладывает эти расходы на государство.
В столице не хватает как минимум четырех новых мостов, а как их строить, если для этого нужно сносить государственную собственность?!
Например, в Турции, в Стамбуле, возводят мосты за 2–3 года, мы же еще в 2003-м начали сооружать мост на Троещину. С метрополитеном его стоимость составляет 10 млрд. грн. На сегодняшний день с 2003 года из них освоено 2 млрд. грн. И шансов, что до Евро-2012 сдадут метро на Троещину, очень мало.
Как показывает европейская практика, автомобильные тоннели позволяют существенно снизить транспортную нагрузку на улицы города. | По железнодорожной части моста поезда пойдут уже в этом году, а вот когда поедет транспорт по его автомобильной части – сказать сложно. |
Кроме того, к Евро-2012 предусмотрено строительство транспортных объектов на сумму 39 млрд. грн, но где взять эти деньги, пока неизвестно. Для реализации этих проектов нужна совместная и скоординированная работа правительства, «Укравтодора», «Укрзализныци» и КМДА.
?«АЦ»: Когда закончат строительство Окружной дороги, соединив, наконец, малое кольцо вокруг столицы?
Иван Салий: Затрудняюсь сказать. Пока я занимался этим проектом, он продвигался. От Пущи Водицы до Минского массива было построено 7 километров. Этот участок дороги прокладывался за государственные средства областными структурами. Оставшиеся 2 километра городская власть никак достроить не может.
Вообще есть масса проектов, но для их внедрения нужно проводить совещания, собирать людей, а когда это делать, если все у нас постоянно заняты выборами…
?«АЦ»: Можете рассекретить самый интересный транспортный проект?
Иван Салий: Прежде всего хочу отметить, что в Киеве восстановят трамвайное движение. Это была большая ошибка, допущенная бывшим мэром Александром Омельченко, – решение о ликвидации трамвайного обеспечения в столице. Первой ласточкой возвращения к этому виду перевозки пассажиров стала реконструкция трамвайной ветки от Борщаговки до Воздухофлотского моста. В планах закупить новые, более комфортные и тихие поезда, а также сделать трамвайную линию более разветвленной.
Еще один перспективный проект – железнодорожное кольцо. Практика европейских столиц предусматривает, что половину пассажиров в городе возит железная дорога. В Европе железная дорога и метро ходят по одним рельсам, а вот у нас пути этих видов транспорта отличаются.
Ж/д платформы в идеале должны стать пересадочными транспортными узлами – под одну крышу с электричкой смогут подходить автобус, троллейбус. Хочу отметить, что люди, которые занимаются транспортными вопросами в Киеве, особенно на уровне проектировщиков, очень четко представляют, что нужно делать. Но для реализации проектов нужно еще иметь сильную исполнительную власть.
Во многих зарубежных странах велосипедные дорожки расположены в стороне от проезжей части или отделены от нее бордюром. |
?«АЦ»: Рассматривается ли вопрос о том, что можно навести понтонную переправу через Днепр?
Иван Салий: За рубежом существует подобная практика. Например, в Париже даже ночью работает переправа на Сене, но там немного иная ситуация – у них застроены берега, и к ним подходят автодороги, есть соответствующая инфраструктура, другая пойма реки, к тому же она не замерзает.
Более перспективная идея – прокладка туннелей. Причем это вполне реально и доступно, но для осуществления подобных проектов нужен специальный проходческий щит, мы же до сих пор строим тоннели метро по технологии 80-х годов. Я приведу пример: в Мадриде на 3 миллиона жителей построено 300 станций метро за 50 лет, мы же за 50 лет построили 45 станций метро. К сожалению, в Украине нет проходческого щита шириной хотя бы 16 метров, с помощью которого можно было бы пробивать автомобильные тоннели. А ведь они строятся быстрее и не дороже мостов. Я считаю, что за ними будущее.
?«АЦ»: В европейских странах много велодорожек. Есть ли они в Киеве и планируют ли их сделать?
Иван Салий: Для введения таких дорожек нужно переделать город. У нас по ГОСТу самый высокий бордюр в Европе. Поэтому необходимо делать переезды. Да и вообще, велосипедная дорожка должна быть отделена от проезжей части цветом, бордюром или газоном. А просто разрешить ездить на велосипедах по проезжей части – я никогда этого не допущу. В рекреационных зонах или на Трухановом острове – пожалуйста. Будет проводиться реконструкция моста Патона – мы отведем там место под велосипедные дорожки.
Сергей Козырь: Дополню ответ Ивана Николаевича. Велосипедист должен чувствовать себя в безопасности. К сожалению, у нас, если мы сделаем такую дорожку, она превратится в дополнительную полосу движения автомобилей. Тогда как в Европе на эту дорожку ни одна машина не заедет. Поэтому у нас нужно обязательно вводить новую систему наказаний за нарушения ПДД. Например, выехал на велосипедную дорожку – забрали удостоверение водителя на 5 лет, или штраф в размере до тысячи евро. Тогда человек будет думать, выезжать туда или нет.