X

Баллон не резиновый

Сколько газа должен вмещать 40-литровый баллон.

Сколько газа должен вмещать 40-литровый баллон.

Почему на одних газовых АЗС в 40литровый баллон моей машины вмещается 3233 литра пропана, а на некоторых в него умудряются закачать 3536 л?

М. Держаков, г. Полтава

Согласно правилам эксплуатации газобаллонного оборудования (ГБО), емкость со сжиженным пропаном полагается заполнять не более чем на 80%. Паровая подушка в верхней части баллона – над жидким газом – нужна для того, чтобы компенсировать изменение давления в баллоне вследствие перемены внешних факторов – например, при нагреве на солнце. Если газообразная «прослойка» мала, возникает опасность аварийного повышения давления в баллоне – вплоть до двукратного превышения рабочей величины (25–30 кг/см кв. при норме 16 кг/см кв.). Случаи разрушения баллона по этой причине не отмечены, но утечки газа через штуцеры происходили.

Поэтому все мультиклапаны автомобильного ГБО оснащены устройством, прекращающим подачу газа из заправочной горловины при заполнении баллона на 80% – так называемым отсекателем. Работает он по принципу сливного бачка унитаза: магистраль перекрывается поплавком, всплывающим на поверхности жидкой фазы пропана.

Так что стандартный мультиклапан просто физически не позволит заполнить баллон свыше положенного. А «разнобой» в показаниях счетчиков при наполнении одной и той же емкости на разных АЗС объясняется неисправностью или настройкой заправочной колонки. Специалисты по газовой аппаратуре припоминают не один случай, когда в 50-литровый баллон «заливали» до 55 литров газа!

Однако водители, ежедневно накручивающие большой километраж, чтобы реже заезжать на заправку, уговаривают некоторых умельцев перенастраивать «отсекатель» таким образом, чтобы он не мешал заправлять баллон по самую «пробку». Чтобы избежать вышеупомянутых проблем, в ГБО необходимо применять мультиклапаны класса А – они оснащены предохранительным клапаном, выпускающим парообразную фазу газа в атмосферу при достижении в баллоне давления 25 кг/см кв. Это поможет избежать перегрузки конструкций баллона и арматуры, если автомобиль с только что заправленным на 100% баллоном останется на солнцепеке. Для более дешевых мультиклапанов класса Б такие предохранительные клапаны не предусмотрены.

Подготовили Сергей Иванов, Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка