X

Автоподъемники: Геркулесы автосервиса

СТО без подъемника – не СТО. Это прописная истина, и при организации собственной станции техобслуживания в первую очередь решают, какой подъемник приобрести. Как показал обзор украинского рынка оборудования для автосервиса, купить подъемник не так уж сложно.

СТО без подъемника – не СТО. Это прописная истина, и при организации собственной станции техобслуживания в первую очередь решают, какой подъемник приобрести. Как показал обзор украинского рынка оборудования для автосервиса, купить подъемник не так уж сложно.

Конструкции и критерии выбора

СТО без подъемника – не СТО. Это прописная истина, и при организации собственной станции техобслуживания в первую очередь решают, какой подъемник приобрести. Как показал обзор украинского рынка оборудования для автосервиса, купить подъемник не так уж сложно. Более того, предлагаются настолько разные конструкции, что возникает другой вопрос: а зачем их так много, не все ли равно, каким способом получать доступ к нижней части автомобиля? Какой же отдать предпочтение? Все зависит от того, на что в первую очередь ориентирована мастерская.

Классификация

Подъемники для автомобилей можно классифицировать по ряду характеристик: назначению, количеству стоек-опор, грузоподъемности, типу привода, конструкции основания и т.д. Но все они делятся на две большие группы: осуществляющие подъем автомобиля с вывешиванием или без вывешивания колес.

Подъемники первой группы могут быть одностоечными, двухстоечными, ножничными и плунжерными. Их привод – электромеханический или электрогидравлический. Ко второй группе относятся четырехстоечные и ножничные подъемники. Их привод – электрогидравлический.

Стойки-опоры

От количества стоек-опор зависят грузоподъемность конструкции, удобство доступа ко всем точкам днища, а также экономия площади пола мастерской. Стойки могут быть стационарными или «складывающимися» (в ножничных и плунжерных конструкциях).

Одностоечные подъемники состоят из одной стойки и основания. Применяются для осмотра и мелкого ремонта автомобилей. Из-за ограниченной грузоподъемности, сложной конструкции и достаточно высокой стоимости в настоящее время выпускаются в ограниченном количестве.

Двухстоечные подъемники имеют грузоподъемность от 2 до 8 тонн. При их выборе следует учитывать, какие машины планируется обслуживать: для легковых авто понадобятся конструкции грузоподъемностью 2 – 3,5 т, для минивэнов и вэнов – 3,5 – 4 т, для длиннобазных и бронированных авто – 5 – 8 т.

На одно- и двухстоечных подъемниках автомобиль удерживается с помощью лап или платформ. При подъеме автомобиля их опорные «подушки» устанавливаются под определенными точками на днище.

Одномоторные двухстоечные подъемники с механическим приводом устанавливают на утолщенный фундамент, т.к. между их стойками в полу должна находиться ниша, в которой проходит трос, цепь или вал привода.

В двухмоторных конструкциях с электромеханической синхронизацией привода в случае, если гибкий вал проложен по верхней перемычке между опорами, ниша не нужна, но такие подъемники из-за большой габаритной высоты можно устанавливать в помещениях с потолком не ниже 4,2 м.

На двухстоечных подъемниках проводятся все работы по ремонту и обслуживанию машин, кроме регулировки развал-схождения. Такие подъемники могут быть с основанием, с полуоснованием и без основания. Для конструкций второго типа необходим углубленный фундамент, поэтому размещать их в многоэтажном здании нельзя. Благодаря опорным плитам нагрузка на пол подъемников с основанием распределена более равномерно, а требования к прочности фундамента (перекрытия) ниже. Такие конструкции можно устанавливать даже в мастерской с подвальным помещением.

Четырехстоечные конструкции отличаются повышенной грузоподъемностью (до 56 т) и позволяют обслуживать как легковые, так и грузовые автомобили. Они наиболее удобны для проведения работ по ремонту двигателя и трансмиссии и позволяют регулировать углы установки колес. Состоят из четырех стоек, гидравлического привода и цельных платформ – «гладких» или специальных. Последние имеют поворотные круги (под передние колеса) и скользящие пластины (под задние). Для поочередного подъема передней и задней колесных осей (вывешивания колес) в данном случае можно использовать передвижные траверсы или лифты. Платформы подстраиваются под ширину колеи автомобиля.

Ножницы

Ножничные подъемники имеют стойки в виде складывающихся «ножниц» и оснащаются только гидравлическим приводом. Существуют конструкции с заделкой основания «в пол» (сложенные стойки «прячутся» в нишах фундамента) и напольные низкопрофильные (стойки остаются на полу). У ножничных подъемников лапы отсутствуют: автомобиль заезжает на «чистый пол» или на платформу по откидывающимся наклонным рампам, которые в поднятом положении служат противооткатными упорами. Напольные и мобильные ножничные подъемники могут оборудоваться укороченными платформами. У ножничных конструкций есть свои недостатки: для установки моделей с заделкой основания в пол необходим утолщенный фундамент; есть ограничения по проведению ремонта ходовой, кузовных работ и шиномонтажа. Ножничные подъемники стоят дороже, чем двухстоечные.

Плунжеры

Основой конструкции плунжерных подъемников является гидроцилиндр, расположенный в фундаменте ниже уровня пола. Выдвигающийся плунжер снабжен лапами или платформой. Одноплунжерные конструкции имеют одну гидроопору с П- или Х-образными лапами. Их удобно использовать на автомойках, а также для замены масла, ремонта подвески и шиномонтажа. Недостаток таких подъемников – ограничение рабочего пространства под центром автомобиля, что затрудняет ремонт трансмиссии и антикоррозионную обработку днища.

Двухплунжерные подъемники снабжены двумя гидроопорами. Они считаются более удобными, так как позволяют проводить практически все работы по ремонту и обслуживанию машины. При использовании ножничных и плунжерных подъемников экономится до 15 – 30% площади СТО.

Спецподъемники

У них габариты уменьшенные, а грузоподъемность не превышает 3 т. Они незаменимы для «быстрого» сервиса (например, шиномонтажа) и при работах, не требующих подъема автомобиля на высоту более 1 м. Отличаются «мобильностью» – при необходимости их легко сдвинуть, чтобы освободить полезную площадь. К этому типу также относятся подъемники для легкой колесной техники – мотоциклов, мотороллеров и т.д.

Электромеханика или гидравлика?

Тип привода определяется конструкцией подъемника и его грузоподъемностью. Одно- и двухстоечные грузоподъемностью до 6 т могут иметь механический или гидравлический привод, свыше 6 т – гидравлический. У четырехстоечных, ножничных и плунжерных он только гидравлический. Некоторые типы специальных подъемников оборудованы пневмоприводом. Механический привод состоит из одного или двух электромоторов, крутящий момент которых передается на исполнительный элемент (червячную пару винт – гайка) ремнем, тросом, цепью или жестким валом. Гидравлический представляет собой гидростанцию, состоящую из электромотора и гидронасоса высокого давления (300 – 400 бар). Изготавливается в виде стойки, расположенной рядом с подъемником, или компактного блока, прикрепленного к колонне. Подъемники с «механикой» считаются более простыми и дешевыми, однако грузоподъемность их ограничена. У гидравлического привода нет нагруженных трущихся поверхностей, поэтому он долговечен и более надежен. Гидропривод отличается большей грузоподъемностью, низким уровнем шума, расширенным диапазоном скоростей подъема/опускания, оборудован блокировкой от перегрузок (системой аварийных клапанов) и т.д. Гидравлические подъемники на 20 – 30% дороже механических.

 Ахиллесова пята «механики»

Самый слабый узел механических подъемников – пара винт – гайка. Винт изготавливают из стали, гайки – бронзовые, а в современных конструкциях – из композитных материалов, износостойкость которых в 3 – 5 раз выше. Пара винт – гайка при регулярном уходе и смазке выдерживает до 5 – 7 лет работы. Менять гайку без осмотра и профилактики винта нельзя, поскольку на его витках могут быть задиры или прижоги, которые быстро «съедят» новую гайку. Не рекомендуется изготавливать гайки самостоятельно – они могут быстро выйти из строя, если будет неверно выбрана марка бронзы.

 Особые характеристики

При выборе модели подъемника следует обращать внимание на целый ряд параметров, о которых зачастую забывают.

Клиренс – минимальная высота опускания лап (платформ) подъемника. Увеличенный клиренс не позволит обслуживать низкие спортивные автомобили.

База – внутреннее расстояние между стойками. Этот параметр определяет возможность заезда авто на подъемник. Выбирать подъемник с базой менее 2400 мм не рекомендуется.

Длина лап – величина, определяющая возможности обслуживания автомобилей с удлиненной базой (например, вэнов типа VW LT и MB Sprinter).

Система защиты ног оператора со звуковой сигнализацией опускания платформы ниже 0,2-0,3 м, механизм фиксации лап при подъеме автомобиля, компьютерные карты с указанием установочных точек для лап. Эти полезные опции по желанию заказчика за 150 – 205 евро включат во все базовые комплектации подъемников.

 Основные характеристики некоторых автоподъемников
Торг. марка
Модель
Страна-производительТипВывешивание колесПривод/потребл. мощностьГрузоподъемность, тБаза, ммКлиренс, ммВысота подъема, ммГабаритная высота, ммУстановка «под ключ»Гарантия, летЦена, евро
Ravaglioli KRN327C2ИталияДвухстоечный, с основанием+Электромехан./ 3,0 кВт3,2250095-13520502690+12850
Ravaglioli KRN327НИталияДвухстоечный, с полуоснованием+Электромехан./ 3,0 кВт3,2250095-13520052999+12990
Rotary SPOA-30MСШАДвухстоечный, без основания+Гидравлич./ 1,5 кВт3,1257210620053721 – 4331+33600
Rotary Lift SPO-54ЕСШАДвухстоечный, без основания+Гидравлич./ 1,5 кВт5,42915129-23019784166+38290
Rotary Lift GLP-30СШАНожничный, низкопрофильный+Гидравлич./ 2,2 кВт3,011519201920+35830
Rotary Lift SL-29RAСШАДвухплунжерный+Гидравлич./ 2,2 кВт4,01241968+37300
Rotary Lift RAV 4350СШАЧетырехстоечн., с гладкой платформойЭлектромех./ 2,6 кВт3,5246517502020+34390
ЧП «Автолюкс» Атлант 3МУкраинаДвухстоечн., без основания+Электромех./ 2х2,0 кВт3,02700110-1301800261211600
ЧП «Автолюкс» ГеркулесУкраинаЧетырехстоечный, со спец. платформой+Гидравлич./4х1,5 кВт4,02000 – 25001500170012100
Rotary Lift RAV 1400АСШАСпециальный без основания+Гидравлич./1,5 кВт2,795-135500+33340
Consul 2.30 EL EvolutionГерманияДвухстоечный, без основания+Электромехан./2 х 3,0 кВт3,028009020052005+22800
Consul 2.40 EL Multi XLГерманияДвухстоечный+Электромехан./2 х 3,0 кВт4,027708520252560+24800
Consul 4.40 BLГерманияЧетырехстоечный асимметричныйГидравлич./3,0 кВт4278018502300+24800
Beissbarth BZ230.2C2ГерманияДвухстоечный+Электромехан./2 х 3,0 кВт3,0260080 – 11018603200+13600
Beissbarth BH635.1PГерманияДвухплунжерный с заделкой в пол+Гидравлич./3,0 кВт3,510519101910+17140
Beissbarth BC335.1FГерманияНожничный+Гидравлич./3,0 кВт3,518501850+17620
Beissbarth BZ.440.1LAГерманияЧетырехстоечныйГидравлич./2 х 3,0 кВт4,0280017002318+18262

Владимир Корницкий
Фото фирм-производителей

Редакция благодарит компании Автомеханика, Beissbarth «Украина» и Лойд Транс за помощь в подготовке материала