Автоподъемники: Геркулесы автосервиса
СТО без подъемника – не СТО. Это прописная истина, и при организации собственной станции техобслуживания в первую очередь решают, какой подъемник приобрести. Как показал обзор украинского рынка оборудования для автосервиса, купить подъемник не так уж сложно.
Конструкции и критерии выбора
СТО без подъемника – не СТО. Это прописная истина, и при организации собственной станции техобслуживания в первую очередь решают, какой подъемник приобрести. Как показал обзор украинского рынка оборудования для автосервиса, купить подъемник не так уж сложно. Более того, предлагаются настолько разные конструкции, что возникает другой вопрос: а зачем их так много, не все ли равно, каким способом получать доступ к нижней части автомобиля? Какой же отдать предпочтение? Все зависит от того, на что в первую очередь ориентирована мастерская.
Классификация
Подъемники для автомобилей можно классифицировать по ряду характеристик: назначению, количеству стоек-опор, грузоподъемности, типу привода, конструкции основания и т.д. Но все они делятся на две большие группы: осуществляющие подъем автомобиля с вывешиванием или без вывешивания колес.
Подъемники первой группы могут быть одностоечными, двухстоечными, ножничными и плунжерными. Их привод – электромеханический или электрогидравлический. Ко второй группе относятся четырехстоечные и ножничные подъемники. Их привод – электрогидравлический.
Стойки-опоры
От количества стоек-опор зависят грузоподъемность конструкции, удобство доступа ко всем точкам днища, а также экономия площади пола мастерской. Стойки могут быть стационарными или «складывающимися» (в ножничных и плунжерных конструкциях).
Одностоечные подъемники состоят из одной стойки и основания. Применяются для осмотра и мелкого ремонта автомобилей. Из-за ограниченной грузоподъемности, сложной конструкции и достаточно высокой стоимости в настоящее время выпускаются в ограниченном количестве.
Двухстоечные подъемники имеют грузоподъемность от 2 до 8 тонн. При их выборе следует учитывать, какие машины планируется обслуживать: для легковых авто понадобятся конструкции грузоподъемностью 2 – 3,5 т, для минивэнов и вэнов – 3,5 – 4 т, для длиннобазных и бронированных авто – 5 – 8 т.
На одно- и двухстоечных подъемниках автомобиль удерживается с помощью лап или платформ. При подъеме автомобиля их опорные «подушки» устанавливаются под определенными точками на днище.
Одномоторные двухстоечные подъемники с механическим приводом устанавливают на утолщенный фундамент, т.к. между их стойками в полу должна находиться ниша, в которой проходит трос, цепь или вал привода.
В двухмоторных конструкциях с электромеханической синхронизацией привода в случае, если гибкий вал проложен по верхней перемычке между опорами, ниша не нужна, но такие подъемники из-за большой габаритной высоты можно устанавливать в помещениях с потолком не ниже 4,2 м.
На двухстоечных подъемниках проводятся все работы по ремонту и обслуживанию машин, кроме регулировки развал-схождения. Такие подъемники могут быть с основанием, с полуоснованием и без основания. Для конструкций второго типа необходим углубленный фундамент, поэтому размещать их в многоэтажном здании нельзя. Благодаря опорным плитам нагрузка на пол подъемников с основанием распределена более равномерно, а требования к прочности фундамента (перекрытия) ниже. Такие конструкции можно устанавливать даже в мастерской с подвальным помещением.
Четырехстоечные конструкции отличаются повышенной грузоподъемностью (до 56 т) и позволяют обслуживать как легковые, так и грузовые автомобили. Они наиболее удобны для проведения работ по ремонту двигателя и трансмиссии и позволяют регулировать углы установки колес. Состоят из четырех стоек, гидравлического привода и цельных платформ – «гладких» или специальных. Последние имеют поворотные круги (под передние колеса) и скользящие пластины (под задние). Для поочередного подъема передней и задней колесных осей (вывешивания колес) в данном случае можно использовать передвижные траверсы или лифты. Платформы подстраиваются под ширину колеи автомобиля.
Ножницы
Ножничные подъемники имеют стойки в виде складывающихся «ножниц» и оснащаются только гидравлическим приводом. Существуют конструкции с заделкой основания «в пол» (сложенные стойки «прячутся» в нишах фундамента) и напольные низкопрофильные (стойки остаются на полу). У ножничных подъемников лапы отсутствуют: автомобиль заезжает на «чистый пол» или на платформу по откидывающимся наклонным рампам, которые в поднятом положении служат противооткатными упорами. Напольные и мобильные ножничные подъемники могут оборудоваться укороченными платформами. У ножничных конструкций есть свои недостатки: для установки моделей с заделкой основания в пол необходим утолщенный фундамент; есть ограничения по проведению ремонта ходовой, кузовных работ и шиномонтажа. Ножничные подъемники стоят дороже, чем двухстоечные.
Плунжеры
Основой конструкции плунжерных подъемников является гидроцилиндр, расположенный в фундаменте ниже уровня пола. Выдвигающийся плунжер снабжен лапами или платформой. Одноплунжерные конструкции имеют одну гидроопору с П- или Х-образными лапами. Их удобно использовать на автомойках, а также для замены масла, ремонта подвески и шиномонтажа. Недостаток таких подъемников – ограничение рабочего пространства под центром автомобиля, что затрудняет ремонт трансмиссии и антикоррозионную обработку днища.
Двухплунжерные подъемники снабжены двумя гидроопорами. Они считаются более удобными, так как позволяют проводить практически все работы по ремонту и обслуживанию машины. При использовании ножничных и плунжерных подъемников экономится до 15 – 30% площади СТО.
Спецподъемники
У них габариты уменьшенные, а грузоподъемность не превышает 3 т. Они незаменимы для «быстрого» сервиса (например, шиномонтажа) и при работах, не требующих подъема автомобиля на высоту более 1 м. Отличаются «мобильностью» – при необходимости их легко сдвинуть, чтобы освободить полезную площадь. К этому типу также относятся подъемники для легкой колесной техники – мотоциклов, мотороллеров и т.д.
Электромеханика или гидравлика?
Тип привода определяется конструкцией подъемника и его грузоподъемностью. Одно- и двухстоечные грузоподъемностью до 6 т могут иметь механический или гидравлический привод, свыше 6 т – гидравлический. У четырехстоечных, ножничных и плунжерных он только гидравлический. Некоторые типы специальных подъемников оборудованы пневмоприводом. Механический привод состоит из одного или двух электромоторов, крутящий момент которых передается на исполнительный элемент (червячную пару винт – гайка) ремнем, тросом, цепью или жестким валом. Гидравлический представляет собой гидростанцию, состоящую из электромотора и гидронасоса высокого давления (300 – 400 бар). Изготавливается в виде стойки, расположенной рядом с подъемником, или компактного блока, прикрепленного к колонне. Подъемники с «механикой» считаются более простыми и дешевыми, однако грузоподъемность их ограничена. У гидравлического привода нет нагруженных трущихся поверхностей, поэтому он долговечен и более надежен. Гидропривод отличается большей грузоподъемностью, низким уровнем шума, расширенным диапазоном скоростей подъема/опускания, оборудован блокировкой от перегрузок (системой аварийных клапанов) и т.д. Гидравлические подъемники на 20 – 30% дороже механических.
Ахиллесова пята «механики» | |
| |
Основные характеристики некоторых автоподъемников |
|