Автомобили 30-летней давности: Счастливое прошлое
Сегодня от людей старшего поколения можно услышать: «А вот при СССР…» Давайте вспомним, что было в той стране, мечтающей о счастливом будущем, с машинами и авторынком?
Сегодня от людей старшего поколения можно услышать: «А вот при СССР…» Давайте вспомним, что было в той стране, мечтающей о счастливом будущем, с машинами и авторынком?
В стране развитого социализма цены на многие товары дотировались, но на предметы роскоши, к коим относились и автомобили, они были завышенными. Тем не менее, купить машину, за редким исключением, можно было, только отстояв в очереди не один год.
Залогом стабильной популярности практически всех моделей на протяжении многих лет было отсутствие импортных предложений на рынке. Однако типаж отечественных авто и в те годы предоставлял возможность выбора, и покупатель, голосуя своей сберкнижкой за ту или иную модель, отлично знал, чего он хочет. Для наглядности мы представляем наиболее характерные (по состоянию на 1981 год) советские автомобили 30-летней давности в сравнении с их воображаемыми современными конкурентами. Тут же приводим цены на них, а также пересчет стоимости авто в средней месячной зарплате по стране.
ВАЗ-2101 – Daewoo Lanos
«Жигули» первой модели – лицензионная копия Fiat 124 – были революционными для отечественного потребителя. Европейское качество и контроль на каждом этапе производства сделали машину вершиной советского автопроизводства и обеспечили ей конвейерную жизнь на целых 18 лет. Daewoo Lanos в 1998 году подобно «копейке» пришел в Украину из-за рубежа. Благодаря ему наша страна значительно продвинулась вперед в сфере доступных автомобилей. Надежная, выверенная конструкция, сдержанный дизайн и невысокая цена гарантировали корейскому автомобилю долголетие на конвейере. С появлением Lanos независимая Украина получила вполне доступную «отечественную» иномарку.
Средняя з/п: СССР, 1982 г. – 158 руб. = $234
Украина, 2012 г. – 2694 грн. = $336
ГАЗ-24 – Toyota Camry
Мощный комфортабельный автомобиль «Волга» для обывателя был доступен лишь условно. В свободную продажу модель практически не поступала. Официально, «по госцене», купить ее могли только творческая и партийная элита, ударники труда и граждане, заработавшие в загранкомандировках особые чеки Внешторгбанка. Эта машина чаще всего попадала в частные руки после списания на предприятиях либо – чудеса случались! – в результате выигрыша в лотерею. Toyota Camry похожа на «Волгу» не только солидностью и комфортабельностью, но и поведением на дороге. И купить ее сегодня непросто даже представителю среднего класса – правда, не по причине дефицита, а из-за цены.
ЛуАЗ-969М – Hyundai Tucson
«Волынянка» была самой дешевой полноприводной машиной на рынке автомобилей в СССР: она стоила почти в два раза дешевле «Нивы». Унификация с продукцией «ЗАЗа» и высокая ремонтопригодность обеспечили ЛуАЗам популярность на провинциальных дорогах и «направлениях» Страны Советов. Hyundai Tucson – ныне самый продаваемый полноприводный автомобиль Украины. По иронии судьбы он выпускается на предприятии холдинга, в состав которого входит ЛуАЗ. Tucson также один из наиболее доступных среди популярных внедорожников нового класса – «паркетников». Его внедорожные возможности намного скромнее, чем ЛуАЗ-969М, зато по престижности он несравнимо выше.
Москвич-2140 – Chery Amulet
«Москвич» был конкурентом вазовским моделям. Его недостатки – чуть меньший комфорт и худшее качество, преимущества – выносливость, прочность, мощный тяговитый мотор. Свои лучшие качества «Москвич» ярко проявил в автоспорте. Благодаря этому автомобиль в свое время хорошо продавался в Западной Европе. Доступный Chery Amulet сегодня может претендовать на место, которое занимал «Москвич». Данный автомобиль предоставляет потребителю все основные «блага» современной машины, поэтому покупатели закрывают глаза на его «шалости» в плане надежности и долговечности. «Китаец» стал популярным в определенных кругах благодаря относительной дешевизне и достаточно щедрому базовому оснащению.
ВАЗ-2121 – Chevrolet Niva
«Нива» – комфортабельный внедорожник с почти уникальной проходимостью. Как и 40 лет назад, сегодня ему сложно найти реального конкурента. Нынешние требования к комфорту, динамике, экологичности и экономии, конечно, выросли, но благодаря незаурядным внедорожным качествам этот автомобиль и ныне востребован даже в развитых европейских странах. Новая генерация уже культового авто использует практически неизмененную платформу старой «Нивы» и может потягаться с ней в проходимости на бездорожье. А вот поведение Chevrolet Niva на трассе уже на голову выше. К тому же он приближается к современным понятиям удобства: в базовую комплектацию входит ГУ руля, электрозеркала заднего вида с обогревом, регулируемое рулевое колесо.
ВАЗ-2106 – Skoda Octavia
ВАЗ-2106 считался наиболее динамичной машиной советского автопрома. Его паспортная «максималка» составляла 155 км/ч. Это самая «нафаршированная» версия вазовской «классики» – четыре фары, стояночные огни в передних дверцах, ковровое покрытие пола… С началом выпуска ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 в СССР появился стритрейсинг, хотя уличные гонки тогда так не назывались. Сегодня Skoda Octavia А5 так же популярна в Украине, как и самый мощный автомобиль из семейства ВАЗ. Основными ее достоинствами являются удачное соотношение цены и качества, сочетание практичности и комфорта со спокойным, сдержанным дизайном. Версия с бензиновым турбированным мотором 1,8 л оказалась самой быстрой среди широкодоступных массовых моделей на украинском рынке.
ЗАЗ-968М – Daewoo Matiz
«Запорожец» был самым доступным легковым автомобилем в советское время. Его особенностью является заднемоторная компоновка и тип кузова – двухдверный седан. Основные недостатки машины – низкое качество сборки и перегрев двигателя-воздушника при малейших отклонениях в работе той или иной системы. Daewoo Matiz – компактный, удобный на городских дорогах и парковках хэтчбек. Это одна из самых дешевых машин в Украине. Благодаря демократичной цене и очень милому дизайну автомобильчик часто покупают представительницы прекрасного пола. Корейско-узбекский малыш не обладает тем запасом прочности, каким был наделен его виртуальный советский аналог, однако за два с половиной десятка лет уже изменились многие критерии оценки автомобиля…