Авто на воде
Дополнительная система, экономящая 30–50% топлива, – заявка серьезная. Клюнуть на такое обещание легко, и мы рискнули провести испытания данного устройства.
Дополнительная система, экономящая 30–50% топлива, – заявка серьезная. Клюнуть на такое обещание легко, и мы рискнули провести испытания данного устройства.
Подобные установки называют по-разному – и «авто на воде», и «на водороде», и битопливной системой питания (бензин + газ Брауна, именуемый «гремучим», или смесью водорода с кислородом, или просто ННО). Создатели, они же продавцы, обещают серьезную экономию топлива, повышение мощности и крутящего момента, увеличение моторесурса и снижение токсичности выхлопных газов. Собственно, такие заявления делают авторы всех дополнительных устройств подобного толка.
Систему под названием «АкваКар» мы нашли в Интернете. Ее стоимость с установкой на «копейку» ВАЗ-21011 с карбюраторным двигателем – 1600 грн. Системы питания и зажигания «Жигулей» для чистоты эксперимента предварительно тщательно отрегулировали. После монтажа установки отправились колесить по городам и автотрассам…
Кстати, подобные системы делают и за рубежом, чаще всего в США. Но там их производство поставлено «на поток», и выглядят они вполне прилично, а не как творение нашего «самоделкина».
Субъективно
В ходе теста мы пробовали зажечь газ, который выделяется из емкости-реактора. Хлопок действительно был, значит, гремучий газ выделяется. Но почему система оказалась малоэффективной? Наш опыт и консультации со специалистами позволили найти несколько причин отсутствия положительного результата. Во-первых, это малопроизводительная конструкция спирального электролизера, во-вторых, из-за потребляемого большого тока генератор отбирает мощность у мотора, в-третьих, вероятно, неправильно подобран электролит. К тому же электроды изготовлены из материала, не устойчивого к электрохимической коррозии.
Единственный бесспорно положительный эффект – «притихший» двигатель.
Снижение расхода топлива действительно есть, но эта цифра минимальна, так что окупаемость системы под большим вопросом. Можно попробовать установить еще несколько подобных реакторов, но при этом нужно правильно рассчитать схему подключения к АКБ, иначе нагрузка на генератор увеличится и в двигателе придется сжигать больше бензина для компенсации потерь мощности на привод генератора. Шумность работы снизилась благодаря изменению характера сгорания топливо-воздушной смеси. Словом, система «АкваКар» в таком виде – практически бесполезная вещь.
Современный цифровой газоанализатор зафиксировал изменения в составе выхлопных газов, но они оказались совсем незначительными. |
В первой же тестовой поездке после монтажа «водородной» системы автомобиль показался очень «резким». Чуткая реакция на акселератор, гибкость работы мотора – вплоть до движения на высшей, четвертой передаче при скорости 30 км/ч. Мы радовались, но довольно скоро начали закрадываться сомнения. Оказалось, что и при отключенной системе подачи газа Брауна наша машина ведет себя практически так же.
Зато звук работы двигателя стал заметно тише – в салоне он прослушивался меньше. При движении накатом по столичным улицам поначалу казалось, что мотор просто глохнет. Во время езды по шоссе на относительно высокой скорости (90–100 км/ч) в «копейке» с ее устаревшей аэродинамикой стали более отчетливо слышны шумы, ранее надежно заглушаемые звуком работы силового агрегата.
Объективно
Для объективной оценки эффективности работы данной установки провели несколько видов тестов. Испытания на специальном стенде показали, что существенной прибавки мощности газ Брауна не дал. Только на низких оборотах (до 2000) прибавилось 2-3 л. с. и 5–7 Нм. А на высоких оборотах мощность и момент, наоборот, снизились на 2–4 л. с. и 4–6 Нм. Состав выхлопных газов проверяли на трех приборах, в том числе и на современном широкополосном газоанализаторе. Каждый раз выводы экспертов и электроники совпадали: незначительное изменение параметров при подключении «водорода» есть (причем не всегда в пользу последнего). Но говорить об их весомости нет смысла – настолько они мизерны. Например, содержание СО на холостом ходу повышалось с 0,20% до 0,23%. Столь же мало изменились и другие параметры, характеризующие качество сгорания смеси.
Экономичность проверяли, преодолевая одни и те же участки загородного шоссе (длиной 60 и 120 км) поочередно при включенной и выключенной системе «АкваКар». Результат ее работы снова не впечатлил – снижение расхода топлива всего 0,6 л на каждые 100 км пробега, т. е. 6,8%, а не обещанные 30–50%.
Мнение
Юрий Дацык Зам. главного редактора журнала «Автоцентр» История нашего трехмесячного эксперимента может быть поучительной для многих, кто готов слепо верить первой попавшейся на глаза рекламе. После практически безрезультатного теста системы «АкваКар» на «копейке» мы попытались переустановить ее на Skoda Octavia с 1,6-литровым инжекторным мотором. Но продавцы и установщики этой системы сначала рассказывали, что ждут из Прибалтики допоборудование для адаптации системы под инжекторный мотор, а затем заявили: дескать, эта машина непригодна для модернизации из-за электронной дроссельной заслонки. Следующим нашим шагом на пути к истине стал поиск машины в Киеве, на которой эта система действительно работает. Для этого обратились к создателю сайта, где котором рекламируется технология «авто на воде». Но в итоге опять наткнулись на глухую стену с ответом: «Я не из Киева и не знаю тамошних автовладельцев, установивших эту систему». А тем временем позвонил директор СТО, на которой мы проверяли мощностные характеристики мотора с системой и без оной, и рассказал нам, что специалисты протестировали еще одну подобную машину, и результат тот же. Попытка вернуть деньги, как обещано на сайте, не увенчались успехом – установщик системы скрылся… Что же это – очередной «развод» или непонимание того, как нужно делать и монтировать подобные установки? Мнения экспертов разделились. Одни утверждают, что подобная технология действительно работоспособна, но в нашем случае ее неправильно реализовали, из-за чего и эффект мизерный. Другие категорически отвергают возможность положительного эффекта, приводя свои аргументы. Мы пока приняли сторону вторых, хотя cначала нам очень хотелось верить обещаниям интернет-рекламы. Если у кого-то эта система работает – звоните. Мы готовы и дальше экспериментировать и искать истину.
Против
Дмитрий ПятакНезависимый технический эксперт Идея расщеплять воду на составляющие – водород и кислород, которые затем можно сжечь в камере сгорания двигателя совместно с традиционным топливом, хороша – за исключением одного «но». Чтобы расщепить воду, необходима опять-таки энергия – электрическая. И ее потребуется значительно больше, чем можно получить в результате сжигания в цилиндрах двигателя выделившегося газа. А поскольку электроэнергию для работы этой установки вырабатывает автомобильный генератор, он создает такое сопротивление вращению коленвала, что в цилиндрах мотора придется сжигать больше топлива. Соответственно, экономии нет.
За
Андрей К. Эксперт по техническим вопросам компании «АвтоЛидер» Я сторонник использования подобных систем и уверен в их работоспособности. Но в данном случае положительный эффект отсутствует по многим причинам. Например, спиральная конструкция электролизера, как у данной системы, малопроизводительна: в одной банке не вырабатывается необходимое количество горючего газа. Более эффективны пластинчатые устройства, которые выпускают многие фирмы – VadaEnergy, Alexis, Water Boost и другие. Кроме того, эта самодельная система неправильно рассчитана, материал спиралей не противостоит электрохимической коррозии и вода наверняка не соответствует электрохимическим требованиям.
Конструкция и теория
Согласно сопроводительному описанию принцип работы данного устройства основан на получении газа Брауна – смеси кислорода и водорода. Данный газ подмешивается к бензино-воздушной смеси для повышения эффективности сгорания топлива. Соответственно, это должно повысить КПД двигателя, т. е. улучшить экономичность, увеличить мощность и т. п. Заявлено, что получают газ Брауна из воды – путем электролиза. Для этого на автомобиле монтируют «реактор» – емкость с двумя группами электродов в растворе электролита. Последним является раствор соды в дистиллированной воде.
Выделяющийся в результате электролиза газ по трубке засасывается разрежением во впускной коллектор и далее – в цилиндры. Вот, собственно, и все – просто и доступно. Для лучшего эффекта желательно обеднить смесь и изменить угол опережения зажигания. Установка требует периодического обслуживания – долива дистиллированной воды каждые 300–500 км и замены электролита раз в 3-4 месяца при постоянной эксплуатации. Система, согласно инструкции, применима и на дизельных моторах, правда, с некоторыми оговорками.
Обсудим
В ходе теста мы пробовали зажечь газ, который выделяется из емкости-реактора. Хлопок действительно был, значит, гремучий газ выделяется. Но почему система оказалась малоэффективной? Наш опыт и консультации со специалистами позволили найти несколько причин отсутствия положительного результата. Во-первых, это малопроизводительная конструкция спирального электролизера, во-вторых, из-за потребляемого большого тока генератор отбирает мощность у мотора, в-третьих, вероятно, неправильно подобран электролит. К тому же электроды изготовлены из материала, не устойчивого к электрохимической коррозии.
Снижение расхода топлива действительно есть, но эта цифра минимальна, так что окупаемость системы под большим вопросом. Можно попробовать установить еще несколько подобных реакторов, но при этом нужно правильно рассчитать схему подключения к АКБ, иначе нагрузка на генератор увеличится и в двигателе придется сжигать больше бензина для компенсации потерь мощности на привод генератора. Шумность работы снизилась благодаря изменению характера сгорания топливо-воздушной смеси. Словом, система «АкваКар» в таком виде – практически бесполезная вещь.
Резюме
Плюсы | Минусы |
---|---|
|
|