Секреты замены охлаждающей жидкости.
Секреты замены охлаждающей жидкости.
Секреты замены охлаждающей жидкости в автомобиле
Срок службы любой охлаждающей жидкости (ОЖ) ограничен. В процессе эксплуатации она «стареет» и постепенно теряет свои защитные свойства: из-за срабатывания присадок и снижения запаса щелочности возрастает агрессивность жидкости к резине и металлам, увеличивается пенообразование и т. д. Из этого следует, что жидкость нужно периодически менять. Если этого не делать, активизируются коррозионные процессы на металлических поверхностях блока цилиндров двигателя, термостата, радиаторов, ускоряется износ подшипника и сальника водяного насоса.
Правила игры
Технология замены антифриза несложна, автовладелец может делать это самостоятельно. Специнструмент не потребуется, но осмотровая канава, эстакада или подъемник заметно облегчат проведение работ. Охлаждающую жидкость удаляют через сливные отверстия радиатора и блока цилиндров, которые в обычных условиях закрыты резьбовыми пробками (если нет пробки радиатора – через снятый нижний шланг, соединяющий его с помпой). При этом следует принять меры, чтобы жидкость не попала на электрооборудование машины (стартер, генератор и т. д.).
Сначала, подставив под отверстие слива подходящую емкость, выкручивают сливную пробку. Затем – крышку расширительного бачка (радиатора). При такой последовательности легче проследить, чтобы антифриз не разлился: напор его струи после открытия бачка резко увеличивается. Если печка отопителя распложена ниже отверстий слива, удалить из нее старую ОЖ можно, расстыковав шланг и продув печку с помощью пылесоса.
Сливать старую ОЖ можно как из холодного, так и из прогретого двигателя.
Во втором случае первой откручивается крышка расширительного бачка (радиатора). Делать это следует осторожно, прикрыв крышку ветошью, поскольку из-за избыточного давления в системе возможен выброс пара и горячей жидкости.
Если промывать систему не планируется, пробки закручивают и заливают новую ОЖ. При этом важно убедиться, что заполнена вся система охлаждения – как водяная рубашка двигателя, так и радиатор (основной и «печки»). Для этого ее «прокачивают» – удаляют воздух через дренажное отверстие, расположенное в верхней точке системы. В зависимости от конструкции дренаж может представлять собой отверстие, закрываемое резьбовой пробкой (винтом), или штуцер, заглушенный резиновым колпачком.
В некоторых авто дренажа нет. Для прокачки системы необходимо найти самый верхний патрубок и отсоединить его.
Воздух удаляют при открытом дренаже в два этапа – сначала при заливке ОЖ, а затем после запуска и прогрева двигателя до открытия термостата. Контролируют его срабатывание, проверяя рукой температуру верхнего патрубка радиатора, – после запуска и прогрева мотора он должен нагреваться. Чтобы при прокачке из открытого дренажного отверстия не вытекала жидкость, к нему можно присоединить гибкий шланг длиной около 1,5 м (лучше – прозрачный), закрепив верхний конец на поднятом капоте. При запущенном моторе удаление воздуха контролируют по пузырям, выходящим через шланг.
По завершении прокачки дренаж закрывают и доводят уровень ОЖ в расширительном бачке до отметки МАХ (при прогретом двигателе).
Следует также убедиться в отсутствии течи из разбиравшихся соединений (если такая работа производилась).
Технология замены охлаждающей жидкости |
|
|
Когда нужна замена антифриза |
| При техническом обслуживании. Сроки замены зависят от типа жидкости и рекомендаций автопроизводителя (как правило – раз в 2-3 года или каждые 60 – 80 тыс. км пробега). Существуют современные ОЖ, срок замены которых составляет 5 лет. | | После того как из-за утечек или выкипания антифриза в систему добавляли воду или жидкость другого производителя. | | При изменении цвета охлаждающей жидкости (это сигнал того, что присадки перестали выполнять свою функцию), расслоении или появлении в ней хлопьев. | | В случае попадания в антифриз масла из системы смазки мотора. | | При ремонте двигателя, кузова или системы охлаждения допускается повторное применение слитой качественной ОЖ, но после фильтрования. В большинстве случаев такая практика оправданна, т. к. стоимость нового антифриза (например, класса G 12+) достигает 34 грн. за литр. |
|
|
|
Доверяя, проверяй! |
Риск приобретения некачественного антифриза можно снизить, если придерживаться следующих рекомендаций. Во-первых, ОЖ следует покупать у продавцов, имеющих сертификат качества на этот продукт. На этикетке должны быть указаны номер ТУ (для ОЖ отечественного производства), дата изготовления и срок годности. На импортных антифризах должен быть указан стандарт производителя. Желательно также наличие информации совместимости продукта с другими аналогами. В продаже могут встретиться охлаждающие жидкости, в названии которых фигурирует число «40». Потребитель принимает ее за температуру замерзания, однако на самом деле она совсем иная (например, в инструкции может быть указано минус 30°С). Покупатель, не обратив на это внимания, заливает в мотор препарат, который в сильные морозы, как нынешней зимой, замерзнет. И хотя при этом блок двигателя не повредится (этиленгликоль при замерзании образует рыхлые кристаллы, не способные разорвать металл), охлаждение мотора из-за плохой циркуляции жидкости по патрубкам системы ухудшится вплоть до «вскипания». Поэтому, приобретая тосол или антифриз, желательно проверить температуру их замерзания с помощью ареометра, измеряющего плотность жидкости: для минус 40°С она должна составлять 1,100-1,1150 г/см3. |
|
|
Промывка – не роскошь! |
Если ОЖ эксплуатируется более 2-3 лет или в качестве нее раньше использовалась вода, в системе охлаждения наверняка присутствуют продукты окисления (накипь). Из-за них эффективность работы системы охлаждения снижается и мотор может перегреваться при повышенных нагрузках. Накипь можно удалить с помощью специальных препаратов очистки. Некоторые из них добавляются в старую ОЖ, другие – в залитую для промывки воду. Двигатель запускают на 7 – 10 мин*, после чего использованный раствор сливают. Затем систему охлаждения промывают до тех пор, пока из мотора и радиатора не будет идти чистая вода. Чтобы добиться этого, промывку, возможно, придется повторить 2-3 раза, обязательно нагревая воду перед заливкой в систему до температуры не ниже + 40…60°С. После промывки сливные пробки двигателя плотно завинчивают. ВНИМАНИЕ! Если радиатор «лечили» герметиком системы охлаждения, препарат очистки может удалить старый герметик, и течь возобновится. Если есть сомнения в исправности радиатора, его лучше заменить или отремонтировать. * Точные рекомендации указаны в инструкции на упаковке препарата. |
|
|
Владимир Корницкий
Фото Владислава Бойко
Редакция благодарит автомагазин «ЧП Шевченко» за помощь в подготовке материала