X

Антиблокировочная система: Тормоза с умом

Такая полезная штука как антиблокировочная система тормозов уже стала привычной на серийных автомобилях. Существуют ли какие-либо особенности эксплуатации диагностики и ремонта машин с ABS?

Такая полезная штука как антиблокировочная система тормозов уже стала привычной на серийных автомобилях. Существуют ли какие-либо особенности эксплуатации диагностики и ремонта машин с ABS?

Такая полезная штука как антиблокировочная система тормозов уже стала привычной на серийных автомобилях. Существуют ли какие-либо особенности эксплуатации диагностики и ремонта машин с ABS?

Простая тормозная система с гидроприводом способна блокировать колеса даже на сухом асфальте, не говоря уже о мокрых покрытиях – в дождь, снег, гололед. Скользящие без вращения колеса не могут эффективно замедлить машину. Но главное, что в таком случае авто вообще теряет управляемость и движется в направлении действия сил инерции, а не туда, куда повернут руль. Поэтому с конца 90-х годов многие производители начали оснащать свои автомобили антиблокировочными тормозными системами (Anti-lock Braking System – ABS) даже в базовой комплектации.

ABS есть не просит

Обслуживание тормозов с антиблокировочной системой в целом аналогично ТО машин без этого «интеллектуального» помощника. Как показывает практика, наличие данной системы не сказывается на интенсивности износа тормозных колодок. То же самое можно сказать и о цилиндрах гидропривода, шлангах, суппортах, дисках и барабанах.

У тормозных систем, оснащенных ABS, параметры и периодичность регулировок (свободного хода педали, «ручника», клапанов распределителя тормозных сил) ничем не отличаются от обычных. В системах с ABS применяются те же тормозные жидкости, что и в обычных механизмах, и требования к их чистоте и замене в целом такие же.

Осторожнее с молотком

Испортить ABS неграмотной эксплуатацией трудно, поскольку никакого участия в ее работе водитель не принимает. Иногда система выходит из строя из-за неквалифицированного ремонта автомобиля. Чтобы сохранить ее работоспособность, следует соблюдать целый ряд требований.

При ремонте колесных ступиц и трансмиссии нужно беречь от ударов колесные датчики и их зубчатые роторы. В старых версиях ABS с двух- и трехканальными схемами датчики устанавливали на редукторе заднего моста или крышке КПП – это следует учитывать при демонтаже агрегатов трансмиссии.
Электронный блок управления ABS чувствителен к колебаниям напряжения, поэтому нужно следить за исправностью аккумулятора, генератора и реле-регулятора – рабочее напряжение на борту должно находиться в диапазоне 12 – 14,2 В.
Ни в коем случае нельзя проводить сварочные работы на машине, не отключив клеммы от аккумулятора, а главное – не сняв разъемы с блока управления системой.
Все манипуляции по отключению-подключению проводки элементов ABS нужно производить при выключенном зажигании.
ЭБУ не любит длительного (более 2 часов) нагрева до температуры выше 80°С, что бывает при покрасочных работах.
Если на автомобиль монтируется радиостанция или иная аппаратура мобильной связи, ее антенна и кабель могут создавать помехи, т.е. искажать показания датчиков, передаваемые по расположенным рядом проводам ABS. Поэтому коммуникации связи следует проводить подальше от штатных жгутов.

Сбои в работе АВS также появляются, когда в зазоры между катушкой датчика и ротором ступицы попадают куски грязи и лед – а это может случиться при движении в колее. Электрические разъемы датчиков портит дорожная соль, причем это может быть замечено уже после окончания зимы, когда коррозия «доедает» контакты.

Чтобы показания датчиков были правильными, все покрышки на колесах должны иметь одинаковый внешний диаметр.

Прокачка системы

Есть свои особенности и у технологии прокачки гидросистемы с ABS, причем в некоторых случаях это настолько сложно, что без помощи фирменного сервиса просто не обойтись. В частности, для некоторых конструкций требуется специальный прибор, управляющий клапанами модулятора, – иначе пропустить через него поток жидкости не удастся. Поэтому данный узел следует беречь от завоздушивания. Иногда прокачка возможна только при включенном зажигании или работающем двигателе.

Электрогидравлический насос системы, напоминающий о себе легким гудением во время включений, не должен работать более 30 секунд без перерыва – об этом также следует помнить во время сервисных процедур, связанных с развоздушиванием при включенном зажигании.

Штуцеры для прокачки нужно откручивать особо осторожно, поскольку давление рабочей жидкости в системе может достигать опасной величины.

Диагностика и ремонт

Каждый раз, когда водитель включает зажигание, тормозная система с ABS «докладывает» о своем состоянии. Загоревшаяся на щитке приборов сигнальная лампа должна погаснуть через несколько секунд или после запуска двигателя. Если что-то не в порядке, лампа продолжает гореть либо мигает с той или иной частотой. По характеру мигания определяют вид поломки.

Выявить отказавший узел системы можно с помощью обычного тестера и специальных «прозвоночных» таблиц, разработанных для каждой модели автомобиля. Компьютерные стенды позволяют диагностировать неполадки ABS на основе данных, которые бортовой компьютер хранит в памяти и выдает через специальный электроразъем, находящийся обычно под капотом или в районе торпедо.

Часто виновниками неправильной работы системы оказываются колесные датчики – вследствие механических повреждений и изменения воздушного зазора. Зазор, как правило, регулировке не подлежит (нормальная величина – 0,4-1мм), но в некоторых случаях он может увеличиваться из-за люфта ступичных подшипников. Иногда обрываются провода, ведущие к датчикам, и чаще это происходит на передних колесах. Повреждение может быть скрыто изоляцией, но даже если обрыв удалось выявить, ведущие к датчикам провода лучше не паять, а заменить полностью, потому что ЭБУ может воспринимать повышенное сопротивление в месте стыка как изменение характеристики сигнала.

Бывает, что к сбоям в работе ABS приводит поломка выключателя стоп-сигнала. Происходит это в автомобилях, где «концевик» передает на ЭБУ сигнал о положении педали.

Случается, что давление в системе падает из-за перегорания электродвигателя гидронасоса. Благодаря запасу давления в гидроаккумуляторе еще 10 – 20 торможений будут происходить с участием антиблокировочной системы. После этого ABS работать не будет. «Движок» или насос в сборе неремонтопригодны и подлежат замене.

 ABS: тормоза в новой редакции

Чтобы торможение было максимально эффективным, колесо (1) не должно прекращать вращение, поэтому при первых признаках блокирования тормозной момент на нем должен быть уменьшен. И желательно ровно настолько, чтобы оно снова обрело возможность крутиться. Потом вращающееся колесо нужно опять затормаживать – вплоть до блокировки, после которой вновь требуется уменьшение тормозного усилия. Такой алгоритм повторять нужно снова и снова – до тех пор, пока автомобиль не остановится. Именно по такому принципу и работает ABS.

Исполнительный механизм системы – блок клапанов (2), называемый еще модулятором. По команде ЭБУ (3) электромагниты открывают соответствующие клапаны, уменьшая давление в контуре заблокированного колеса или нагнетая его в той ветви гидропривода, где колесо уже начало вращаться и требует очередного цикла замедления.

Гидравлический насос с электроприводом (4) поддерживает в гидроаккумуляторе давление (5) около 180 атмосфер. Накопленный запас высокого давления позволяет тормозам, руководимым ЭБУ, действовать правильно вне зависимости от того, насколько грамотно тормозит водитель. Так что пережимает ли человек педаль, недожимает ли – ABS сама доведет давление в гидроприводе до нужного уровня и обеспечит замедление автомобиля, сохранив его управляемость и помогая держать курс.

Отказоустойчивость системы обеспечена простым способом. При отключении электропитания впускные клапаны модулятора остаются открытыми, а выпускные – закрытыми. И если ABS отказала, тормоза начинают работать в обычном режиме, как в автомобилях, не оборудованных такой системой.

 Внимание!

Опасность во время обслуживания может представлять аккумулятор (накопитель) давления. В его сферическом резервуаре, разделенном на две части, под давлением около 140 атмосфер содержится жидкий азот; давление тормозной жидкости в этой емкости может достигать аналогичных значений. Поэтому перед началом работ в любой части тормозной системы нужно сбросить это давление, 10 – 20 раз нажав на педаль при выключенном зажигании.

На некоторых моделях нельзя ездить, если снят электрический разъем модулятора (есть «умельцы», пытающиеся таким образом устранить неисправность), поскольку возможно несанкционированное срабатывание клапанов одного контура и заклинивание колеса. Отключить ЭБУ антиблокировочной системы можно другими способами. Если водитель по какой-то причине хочет отказаться от помощи электроники, можно удалить отвечающий за ABS предохранитель или снять штекерный разъем с электронного блока, и тогда тормоза будут работать как обычные. Предохранитель ABS можно определить по маркировке, а ЭБУ обычно находится в салоне под торпедо или около заднего сиденья.

Игорь Широкун
Фото Bosch и Андрея Яцуляка