Такая полезная штука как антиблокировочная система тормозов уже стала привычной на серийных автомобилях. Существуют ли какие-либо особенности эксплуатации диагностики и ремонта машин с ABS?
Такая полезная штука как антиблокировочная система тормозов уже стала привычной на серийных автомобилях. Существуют ли какие-либо особенности эксплуатации диагностики и ремонта машин с ABS?
Такая полезная штука как антиблокировочная система тормозов уже стала привычной на серийных автомобилях. Существуют ли какие-либо особенности эксплуатации диагностики и ремонта машин с ABS? |
ABS есть не просит
Обслуживание тормозов с антиблокировочной системой в целом аналогично ТО машин без этого «интеллектуального» помощника. Как показывает практика, наличие данной системы не сказывается на интенсивности износа тормозных колодок. То же самое можно сказать и о цилиндрах гидропривода, шлангах, суппортах, дисках и барабанах.
У тормозных систем, оснащенных ABS, параметры и периодичность регулировок (свободного хода педали, «ручника», клапанов распределителя тормозных сил) ничем не отличаются от обычных. В системах с ABS применяются те же тормозные жидкости, что и в обычных механизмах, и требования к их чистоте и замене в целом такие же.
Осторожнее с молотком
Испортить ABS неграмотной эксплуатацией трудно, поскольку никакого участия в ее работе водитель не принимает. Иногда система выходит из строя из-за неквалифицированного ремонта автомобиля. Чтобы сохранить ее работоспособность, следует соблюдать целый ряд требований.
При ремонте колесных ступиц и трансмиссии нужно беречь от ударов колесные датчики и их зубчатые роторы. В старых версиях ABS с двух- и трехканальными схемами датчики устанавливали на редукторе заднего моста или крышке КПП – это следует учитывать при демонтаже агрегатов трансмиссии. | |
Электронный блок управления ABS чувствителен к колебаниям напряжения, поэтому нужно следить за исправностью аккумулятора, генератора и реле-регулятора – рабочее напряжение на борту должно находиться в диапазоне 12 – 14,2 В. | |
Ни в коем случае нельзя проводить сварочные работы на машине, не отключив клеммы от аккумулятора, а главное – не сняв разъемы с блока управления системой. | |
Все манипуляции по отключению-подключению проводки элементов ABS нужно производить при выключенном зажигании. | |
ЭБУ не любит длительного (более 2 часов) нагрева до температуры выше 80°С, что бывает при покрасочных работах. | |
Если на автомобиль монтируется радиостанция или иная аппаратура мобильной связи, ее антенна и кабель могут создавать помехи, т.е. искажать показания датчиков, передаваемые по расположенным рядом проводам ABS. Поэтому коммуникации связи следует проводить подальше от штатных жгутов. |
Сбои в работе АВS также появляются, когда в зазоры между катушкой датчика и ротором ступицы попадают куски грязи и лед – а это может случиться при движении в колее. Электрические разъемы датчиков портит дорожная соль, причем это может быть замечено уже после окончания зимы, когда коррозия «доедает» контакты.
Чтобы показания датчиков были правильными, все покрышки на колесах должны иметь одинаковый внешний диаметр.
Прокачка системы
Есть свои особенности и у технологии прокачки гидросистемы с ABS, причем в некоторых случаях это настолько сложно, что без помощи фирменного сервиса просто не обойтись. В частности, для некоторых конструкций требуется специальный прибор, управляющий клапанами модулятора, – иначе пропустить через него поток жидкости не удастся. Поэтому данный узел следует беречь от завоздушивания. Иногда прокачка возможна только при включенном зажигании или работающем двигателе.
Электрогидравлический насос системы, напоминающий о себе легким гудением во время включений, не должен работать более 30 секунд без перерыва – об этом также следует помнить во время сервисных процедур, связанных с развоздушиванием при включенном зажигании.
Штуцеры для прокачки нужно откручивать особо осторожно, поскольку давление рабочей жидкости в системе может достигать опасной величины.
Диагностика и ремонт
Каждый раз, когда водитель включает зажигание, тормозная система с ABS «докладывает» о своем состоянии. Загоревшаяся на щитке приборов сигнальная лампа должна погаснуть через несколько секунд или после запуска двигателя. Если что-то не в порядке, лампа продолжает гореть либо мигает с той или иной частотой. По характеру мигания определяют вид поломки.
Выявить отказавший узел системы можно с помощью обычного тестера и специальных «прозвоночных» таблиц, разработанных для каждой модели автомобиля. Компьютерные стенды позволяют диагностировать неполадки ABS на основе данных, которые бортовой компьютер хранит в памяти и выдает через специальный электроразъем, находящийся обычно под капотом или в районе торпедо.
Часто виновниками неправильной работы системы оказываются колесные датчики – вследствие механических повреждений и изменения воздушного зазора. Зазор, как правило, регулировке не подлежит (нормальная величина – 0,4-1мм), но в некоторых случаях он может увеличиваться из-за люфта ступичных подшипников. Иногда обрываются провода, ведущие к датчикам, и чаще это происходит на передних колесах. Повреждение может быть скрыто изоляцией, но даже если обрыв удалось выявить, ведущие к датчикам провода лучше не паять, а заменить полностью, потому что ЭБУ может воспринимать повышенное сопротивление в месте стыка как изменение характеристики сигнала.
Бывает, что к сбоям в работе ABS приводит поломка выключателя стоп-сигнала. Происходит это в автомобилях, где «концевик» передает на ЭБУ сигнал о положении педали.
Случается, что давление в системе падает из-за перегорания электродвигателя гидронасоса. Благодаря запасу давления в гидроаккумуляторе еще 10 – 20 торможений будут происходить с участием антиблокировочной системы. После этого ABS работать не будет. «Движок» или насос в сборе неремонтопригодны и подлежат замене.
ABS: тормоза в новой редакции | |
| |
Внимание! | |
| |