Аккумуляторная батарея

Как и все узлы и детали в автомобиле, аккумулятор не вечен и имеет определенный срок службы – 3–7 лет. Хотя при неправильной эксплуатации его ресурса может хватить только на пару лет.

Как и все узлы и детали в автомобиле, аккумулятор не вечен и имеет определенный срок службы – 3–7 лет. Хотя при неправильной эксплуатации его ресурса может хватить только на пару лет.

Симптомы скорого отказа АКБ

Аккумуляторная батарея (АКБ) – источник электричества в машине, при неисправности которого в зимний период возможны серьезные проблемы. Как и все узлы и детали в автомобиле, аккумулятор не вечен и имеет определенный срок службы – 3–7 лет. Хотя при неправильной эксплуатации его ресурса может хватить только на пару лет. С большой вероятностью предсказать скорый выход батареи из строя помогут следующие особенности в «поведении» машины.

«Вялое» вращение стартера после ночной стоянки или непродолжительного включения «габаритов» с неработающим двигателем.
Медленное перемещение «дворников» и стеклоподъемников при неработающем двигателе.
«Вялое» вращение стартера после ночной стоянки или непродолжительного включения «габаритов» с неработающим двигателем.
Медленное перемещение «дворников» и стеклоподъемников при неработающем двигателе.
После подзарядки ареометр (денсиметр для измерения плотности жидкости) показывает недостаточную плотность электролита – менее 1,1-1,08 г/см куб. Даже если речь идет об одной из шести банок, «реанимировать» отжившую свое батарею вряд ли удастся.
Уровень электролита восстановлен, батарея заряжена, но индикатор (на корпусе некоторых АКБ) сохраняет показания, свидетельствующие о ее неудовлетворительном состоянии.
После подзарядки ареометр (денсиметр для измерения плотности жидкости) показывает недостаточную плотность электролита – менее 1,1-1,08 г/см куб. Даже если речь идет об одной из шести банок, «реанимировать» отжившую свое батарею вряд ли удастся.
Уровень электролита восстановлен, батарея заряжена, но индикатор (на корпусе некоторых АКБ) сохраняет показания, свидетельствующие о ее неудовлетворительном состоянии.
«Преклонный» возраст аккумуляторной батареи – 3–5 лет со дня выпуска. Хотя при бережном обращении современная АКБ может прослужить до 7 лет.
Частое перегорание электроламп, свидетельствующее о повышенном напряжении в бортовой сети. Это приводит к «перегреву» батареи и сокращению срока ее службы.
После подзарядки от стационарного источника тока аккумулятор уже через несколько дней проявляет те же симптомы «усталости».
Напряжение на клеммах после ночной стоянки и при выключенных потребителях менее 12,2-12,4 В, а под нагрузкой стартером или специальной вилкой – менее 9-9,5 В.

Параметры выбора АКБ

Самый простой способ при выборе аккумулятора – довериться руководству по эксплуатации авто или специализированному справочнику (каталогу), которые имеются в «серьезных» автомагазинах. Но поскольку эти источники есть не везде, автовладельцу не помешает выучить основные критерии подбора батарей.

Расположение плюсовой клеммы – cлева или справа – обусловлено длиной проводов. На машинах с двумя батареями (дизельные внедорожники, «бусы») встречается применение АКБ сразу обоих типов.
Как правило, чем больше емкость и пусковой ток, тем больше размеры. Плотная компоновка подкапотного пространства современных машин зачастую требует точного соответствия размеров аккумулятора отведенному для него гнезду и способу крепления. У некоторых японских автомобилей отличаются от европейских не только размеры АКБ, но и пропорции их корпуса.
Номинальная емкость батареи в ампер-часах при 20-часовом режиме разряда. Определяется прежде всего мощностью стартера, зависящей, в свою очередь, от объема двигателя. Для дизелей требуется более емкая батарея, чем для бензиновых моторов, так как компрессия последних ниже. Дополнительная емкость требуется машинам, оснащенным большим количеством вспомогательного оборудования.
Сила разрядного (пускового) тока, измеренная при минимальной продолжительности разряда 2,5-3,0 мин. Этот параметр зависит как от емкости АКБ, так и от ее конструкции и производителем автомобиля обычно не оговаривается. Но для машин, чье электрооборудование эксплуатируется в особо трудных условиях (частые пуски двигателя, наличие мощной аудиосистемы, электролебедки, холодильника), лучше купить более дорогую батарею со штатной емкостью, но с увеличенным разрядным током.

Игорь Широкун
Фото Андрея Яцуляка