X

А-95: лить можно

На АЗС снова поднялась стоимость бензина, поэтому многих интересует вопрос цены и качества. Как же сегодня качество топлива привязано к цене?

На АЗС снова поднялась стоимость бензина, поэтому многих интересует вопрос цены и качества. Как же сегодня качество топлива привязано к цене?

На АЗС снова поднялась стоимость бензина, поэтому многих интересует вопрос цены и качества. Как же сегодня качество топлива привязано к цене?

Ответить на этот вопрос в очередной раз взялись эксперты столичного Института потребительских экспертиз, которые проверили качество бензина А-95 на столичных заправках. Пробы были взяты на АЗС десяти наиболее популярных в Киеве компаний – ANP, БРСМ, КЛО, «Лукойл», ОККО, «Рось», ТНК, «Укравто», «Укртатнафта» и Shell. На некоторых станциях эксперты взяли «просто 95-й», а на АЗС ОККО и БРСМ – топливо с приставкой «Евро», которое стоило всего на несколько копеек дороже.

Пробы отправили в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам старого ДСТУ 4063-2001 «Бензини автомобільні» по нескольким параметрам – октановое число, массовая доля серы и бензола, суммарная доля ароматических углеводородов. В Украине данный стандарт действует одновременно с новым ДСТУ 4839:2007 «Бензини автомобільні підвищеної якості», согласно которому бензин отвечает нормам Евро 4, учитывающим требования и к работе современных двигателей, и к качеству топлива для них. В маркировке горючего, соответствующего новому ДСТУ, предусмотрели приставку «Евро».

Октановое число измеряли по моторному методу на установке (одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия), где имитируется нагрузка на реальный двигатель.

Детальный анализ

Результат проверки оказался положительным – бензины со всех АЗС уложились в норматив старого ДСТУ, а соответствие новому стандарту подтвердили только АЗС ОККО и «Укравто». А вот бензин БРСМ не дотянул до евростандарта, хотя с запасом уложился в нормы старого ДСТУ.

По самому важному параметру – октановому числу, от которого зависят тяговые характеристики моторов и их ресурс, все образцы не просто соответствуют нормативу нового ДСТУ, но и продемонстрировали запас «прочности» в несколько десятых единиц, который колебался от 0,2 у ANP до 0,5 у «Лукойла».

По содержанию серы, влияющей на нагарообразование, загрязнение топливных форсунок, ресурс катализатора и загрязнение окружающей среды, лучшими оказались АЗС ОККО и «Укравто» (0,0010%)! Показатель серности их топлива соответствует нормам даже более жесткого стандарта Евро 5, т. е. бензин этих АЗС изготовлен на западных НПЗ. Но если на «Укравто» стоимость составила 8,39 грн. за литр (цена на период отбора проб – 13.03.2010), то на ОККО просили, как за обычный украинский, – 7,99 грн./литр. У остальных участников показатель серы колебался в районе 0,01%, что соответствует старому ДСТУ, т. е. горючее изготовлено в Украине (в Евросоюзе производят только малосерийное топливо). По количеству бензола, который наносит большой вред как окружающей среде, так и автомобилю (испаряясь, способен смывать масляную пленку на стенках цилиндров) бензины всех АЗС уложились в нормы старого ДСТУ, а на ОККО и «Укравто» – нового. При проверке массовой доли ароматических углеводородов сюрпризов также не было.

Итоги

Каковы же результаты проверки? АЗС «Укртатнафта», «Лукойл», ТНК, Shell, ANP, КЛО, «Рось», БРСМ продают «честное» украинское топливо. Оно хоть и «далеко» от евростандартов, но вполне пригодно для большинства автомобилей. ОККО и «Укравто» предлагают качественное евротопливо (последнее – даже без маркировки Евро). Не подтвердились и «слухи» об ухудшении качества топлива на АЗС КЛО. Качество бензина «КЛО» отвечает ДСТУ 4063-2001 «Бензини автомобільні».

Результаты проверки бензина А-95 на АЗС г. Киева*

Исследуемые параметры/АЗС

Октановое число (моторный метод)

Массовая часть серы

Массовая часть бензола (%)

Массовая часть ароматических углеводородов (%)

ДСТУ 4063-2001

не менее 85 ед.

не более 0,015%

не более 5.0

не более 45

ДСТУ 4839:2007 – Евро 5/Евро 4

не менее 85 ед.

не более 0,001%/ не более 0,005 мг/кг

не более 1.0

не более 35

УТН – «Восток А-95»

85.3

0.0112

3.6

38.6

КЛО «UA – стандарт»

85.2

0.0111

1.5

37.9

Shell А-95

85.3

0.0105

3.4

37.4

ОККО А-95 Евро

85.2

0.0010

0.63

34.3

«Рось» А-95

85.2

0.0098

1.2

37.1

ANP А-95

85.2

0.0078

1.7

36

«Укравто» А-95

85.2

0.0010

0.69

38.8

«Лукойл» А-95

85.5

0.0021

1.9

39.2

ТНК А-95

85.4

0.0093

3.6

39

БРСМ А-95 Евро

85.4

0.0094

1.3

37.3

* По данным Института потребительских экспертиз