
А если… в салоне «некондишн»?
Нюансы, о которых следует знать при выборе системы кондиционирования и ее эксплуатации.
![]() | ![]() | При выборе и эксплуатации автомобильной системы кондиционирования есть много нюансов, о которых нужно знать, чтобы избежать лишних проблем. |
Назначение, конструкция
Автомобильные системы кондиционирования предназначены для охлаждения воздуха в салоне. Существует две их разновидности – собственно кондиционер и климат-контроль. Если в машине установлен кондиционер, приходится самостоятельно следить за температурой воздуха, вручную подбирая требуемые режимы работы. В автомобиле, оснащенном климат-контролем, комфортные условия по «заданию» водителя или пассажиров автоматически поддерживает электроника с помощью датчиков температуры, интенсивности солнечного излучения и т.д. «Климат», собственно, управляет одновременно тремя системами – кондиционером, отоплением и вентиляцией. В целом и кондиционер, и климат-контроль не только обеспечивают комфортные условия в летнюю жару, но и повышают безопасность, так как создаются более приемлемые для человека температурный и шумовой режимы, а в сырую погоду не запотевают стекла.
Кондиционер или климат-контроль?
При покупке нового автомобиля часто возникает вопрос, в какой комплектации его заказывать – с кондиционером или климат-контролем. Стоит отметить, что в бюджетных моделях устанавливают только кондиционер, а модели премиум-сегмента иногда оснащаются только климат-контролем. Систему целесообразно выбирать с учетом ее преимуществ.
Преимущества кондиционера по сравнению с климат-контролем:
![]() | на 30-60% дешевле; |
![]() | при любой поломке кондиционера печка и система вентиляции сохраняют работоспособность. В случае с «климатом» из-за электроники все это может отказать, а в некоторых моделях при перегорании предохранителя не работают и электростеклоподъемники и люк в крыше, поэтому ездить на такой машине в жару невозможно. |
Преимущества климат-контроля по сравнению с кондиционером:
![]() | удобство пользования – достаточно единожды задать определенную температуру воздуха в салоне машины, и система будет поддерживать ее практически круглый год; |
![]() | в некоторых системах «интеллектуальная» электроника обеспечивает щадящий режим охлаждения, исключающий простудные заболевания. |
Общий недостаток кондиционера и климат-контроля – увеличение расхода топлива при пользовании этими системами (в среднем, на 0,75-1,25 л на 100 км).
Проблемы эксплуатации
Проблемы с автокондиционерами могут возникнуть при поломке какого-либо их элемента или загрязнении радиаторов конденсора и испарителя.
Главное условие нормальной работы кондиционера, т. е. эффективного охлаждения воздуха в салоне, – достаточное количество хладагента в системе и чистота наружных поверхностей конденсора и испарителя. Чем больше на радиаторе-конденсоре грязи, тем хуже теплообмен. Соответственно, системе охлаждения для получения необходимого эффекта приходится работать интенсивнее. Во избежание этого нужно регулярно мыть (чистить) соты радиатора конденсора.
При покупке подержанной иномарки с установленным в ней кондиционером следует обязательно учитывать, что средний срок нормальной службы этого агрегата – пять-семь лет, по истечении которого он в любой момент может выйти из строя.
Болезнетворный «аромат»
Главная проблема при эксплуатации кондиционера (климат-контроля) – появляющийся со временем неприятный запах из воздуховодов. Причина этого явления – накопившаяся на поверхности радиатора-испарителя грязь. В условиях повышенной влажности и тепла она становится рассадником плесени, грибков и местом обитания бактерий, в том числе опасных для здоровья человека.
Избежать подобных неудобств помогает периодическая чистка испарителя. В условиях автосервиса эту деталь очищают с помощью спецоборудования. Выполнить эту процедуру можно и самостоятельно, воспользовавшись спецпрепаратом в аэрозольном баллончике с насадками-удлинителями. Традиционно для просторов СНГ, существуют и доморощенные технологии очистки испарителя. Например, с помощью раствора жидкости для дезинфекции мединструмента. В меньшей, чем в медицине, концентрации с водой его заправляют в ручной опрыскиватель и подают в область наружных воздухозаборников (решетки у лобового стекла) при включенной на полную мощность системе вентиляции. Поток воздуха внутри салона направляют в область ног, чтобы раствор не попал на стекла и сиденья.
![]() | |||||||||
| |||||||||
![]() |