На автомобиле с неработающими свечами ехать можно. Но… только на буксире. От исправности свечи зависит, сможет ли двигатель завестись и как он будет работать.
На автомобиле с неработающими свечами ехать можно. Но… только на буксире. От исправности свечи зависит, сможет ли двигатель завестись и как он будет работать.
На автомобиле с неработающими свечами ехать можно. Но… только на буксире. От исправности свечи зависит, сможет ли двигатель завестись и как он будет работать. |
Назначение
Свеча зажигания при помощи искрового разряда между ее электродами воспламеняет топливо-воздушную смесь, подаваемую в цилиндры двигателя. Искровой разряд формирует импульс высокого напряжения, который вырабатывается катушкой (модулем) зажигания. В современных двигателях используются как одноэлектродные свечи (с центральным и одним боковым электродом), так и многоэлектродные (боковых электродов неколько – 2, 3 или 4). Последние лучше обычных в основном по показателю долговечности. Ресурс одноэлектродных свечей конструктивно увеличивают внедрением износоустойчивых платиновых вставок (напыления) на концах электродов.
| |
Свечи должны противостоять определенным тепловым нагрузкам, чтобы не стать источником калильного зажигания и не накапливать на себе слой токопроводящего нагара. Способность работать в требуемом диапазоне температур (500–900°С), при которых обеспечивается самоочистка от продуктов сгорания, зашифрована в калильном числе свечи. Эта характеристика, а также размеры резьбы и шестигранника определяют пригодность свечи для использования в конкретном двигателе.
Виды и причины отказов
Разрушение керамического изолятора, выгорание электродов и нагар на них – основные причины отказа свечи.
| |||||||||
| |||||||||
Наиболее распространенная неисправность – отложение нагара на электродах и изоляторе свечи. Причина – заправка некачественным бензином (с повышенным содержанием железосодержащих присадок), или нарушения в работе системы питания (переобогащенная рабочая смесь), или несоответствие свечи данному двигателю (слишком «холодная»).
Разный нагар по-разному влияет на работоспособность свечи. Черный (работа мотора на переобогащенной смеси или несоответствие свечи данному двигателю) – хороший изолятор и не пропускает ток. Красный нагар (отложение окислов железа из присадок), наоборот, электропроводник, и ток утекает от центрального электрода на «массу». Поэтому искра между электродами не образуется.
Следующая неисправность – выгорание поверхности электродов, приводящее к увеличению зазора между ними. При каждом проскакивании искры происходит своего рода миниатюрный удар молнии по поверхности электродов, выбивающий частички металла. Увеличенный зазор обладает повышенным напряжением пробоя, поэтому искра может пойти «в обход», особенно при повышенном давлении в цилиндре, и пробить изолятор.
Возможно также перегорание помехоподавительного резистора, приводящее к «обрыву» в цепи.
Иногда свеча не работает под давлением. Но если ее выкрутить из головки, она нормально «искрит».
Признаки неполадок
Появление перебоев в работе двигателя вплоть до отключения одного или нескольких цилиндров (мотор «троит»). | |
Загорание лампы «Check Engine». | |
Повышенные расход топлива и токсичность отработавших газов. | |
Автомобиль не развивает максимальной скорости. | |
Ухудшение, вплоть до невозможности, запуска холодного двигателя из-за «заливания» свечей бензином после двух-трех неудачных попыток. |
Диагностика
Проверка под давлением – наиболее надежный способ диагностики свечей, но и он иногда неточен. |
Эффективнее всего проверять работоспособность свечи на стенде под давлением. Через специальное окошко искра хорошо заметна. Существуют приборы, позволяющие определить наличие разряда на свече при работающем двигателе. Например, индикатор с неоновой лампой, мигающей во время прохождения по проводу тока искры.
Еще один способ – замер электрического сопротивления между центральным и боковым электродами. При замере мегомметром оно должно быть больше 100 МОм.
Другие способы диагностики позволяют только определить наличие разряда. | Проверять зазор нужно круглым щупом, который учитывает выработку на электроде. |
В автомобилях с контактной системой зажигания определяют, какая именно свеча вышла из строя, поочередно снимая с каждой наконечник. При этом необходимо соблюдать осторожность, чтобы уберечься от сильного удара током. При снятии колпачка с работающей свечи перебои усиливаются, а с неисправной – поведение двигателя не меняется. В современных двигателях этот способ применять нельзя, так как можно вывести из строя модуль зажигания.
Выкрутив свечу, а затем вставив в колпачок высоковольтного провода, прижав боковой электрод к «массе» и прокрутив двигатель стартером, вы проверите наличие искры. Однако такой способ не всегда эффективен, так как под давлением искрообразование может отсутствовать.
Обязательна проверка величины зазора – круглым щупом требуемого диаметра (зазор у одинаковых свечей для разных двигателей может отличаться – от 0,5 до 1,3).
Способы ремонта
Восстановить работоспособность свечи можно, если причиной отказа является нагар или неправильно отрегулированный зазор между электродами. Лучший метод очистки – удаление нагара пескоструйным аппаратом. С конуса изолятора другими инструментами его убрать трудно. Использовать небольшую кисточку из стального тросика – просто и удобно, но она может оставить токопроводящие дорожки на керамическом конусе. Прокаливание свечи на огне газовой горелки приводит к повреждению изолятора. Очистить свечу можно бытовым средством «Туалетный утенок» («активный»), поместив в него на 5–10 минут нижнюю часть свечи и поворачивая ее вокруг своей оси, чтобы удалить из-под «юбки» воздух. Затем щеткой (например, зубной) удаляют раскисший налет. Долго «купать» свечу опасно, так как будет потеряно антикорпокрытие. После обработки ее нужно тщательно промыть проточной водой и просушить.
Наиболее радикальный метод – замена свечей. Но и в этом вопросе нужно быть аккуратным, так как в продаже встречается огромное количество «левых» деталей.