Без электроэнергии современный автомобиль мертв. Дотянуть до сервиса, конечно, можно и на аккумуляторе, но не всегда. Поэтому желательно не допускать поломки генератора.
Без электроэнергии современный автомобиль мертв. Дотянуть до сервиса, конечно, можно и на аккумуляторе, но не всегда. Поэтому желательно не допускать поломки генератора.
Без электроэнергии современный автомобиль мертв. Дотянуть до сервиса, конечно, можно и на аккумуляторе, но не всегда. Поэтому желательно не допускать поломки генератора. |
Назначение
Электроприборам автомобиля требуется строго определенное напряжение (13,8–14,7 В), поэтому генератор работает совместно с регулятором напряжения (реле-регулятором), который поддерживает стабильную величину напряжения. В современных генераторах используется встроенный интегральный регулятор напряжения (в просторечьи – «шоколадка», «таблетка»).
Виды неисправностей
В генераторах встречаются два типа неисправностей – электрические и механические.Электрические: износ щеток, нарушение или обрыв контакта в электрических цепях, межвитковое замыкание обмотки ротора. Иногда выходят из строя регуляторы напряжения и диодный мост. Изредка симптомы, характерные для неисправного генератора, появляются и вследствие других неполадок (плохого контакта в гнезде предохранителя, установленного в цепи обмотки возбуждения генератора или обгоревших контактов в замке зажигания). Постоянное горение контрольной лампы, которая на старых моделях включается специальным реле, может быть вызвано его поломкой.
Причиной механических неисправностей часто становится износ рабочих поверхностей подшипников, растяжение или обрыв ремня привода генератора. Люфт в подшипниках способен привести к радиальному биению ротора. Он будет задевать обмотки статора, в результате чего произойдет короткое замыкание.
Признаки неисправности генератора
Горение или мигание контрольной лампы разряда аккумуляторной батареи при работающем двигателе. | |
Постоянная разрядка аккумуляторной батареи или ее перезаряд («выкипание» электролита). | |
Тусклый свет фар при работающем двигателе. | |
Изменение силы света фар при увеличении числа оборотов мотора (допустимо на очень старых моделях при переходе от холостых оборотов к более высоким, но дальше сила света меняться не должна). | |
Посторонние звуки (вой, писк и стук), исходящие от генератора. |
Необходимо регулярно (при каждом ТО) контролировать как натяжение, так и состояние ремня привода. Есть трещины и расслоения – нужна замена.
Диагностика
| На современных машинах использование устаревших способов диагностики (путем снятия клеммы с АКБ) может привести к поломке не только генератора. Перепады напряжения в бортовой сети способны вывести из строя бортовую электронику. Поэтому современные генераторы проверяются путем замера напряжения в бортовой сети автомобиля или диагностики снятого узла на стенде.Сначала замеряется напряжение на клеммах аккумуляторной батареи, затем запускается двигатель и снимаются показания при работающем моторе. После запуска двигателя прибор должен показать от 13,8 до 14,7 В (у разных моделей авто и в зависимости от температуры эти цифры могут несколько отличаться). Если и после запуска прибор показывает около 12 В, значит, генератор не работает, напряжение ниже 13,8 или выше 14,7 В – неправильно работает регулятор напряжения или есть другие неисправности (плохой контакт в цепи и т. п.). |
Способы ремонта
Щетки иногда можно заменить и самостоятельно. | Механические неполадки устраняются заменой неисправных деталей (подшипников, щеток, ремня привода). На старых генераторах иногда возникает необходимость в проточке контактных колец. Ремни привода обычно меняют или после того, как закончится ход регулировочного винта, в случае появления явных признаков износа или через установленный изготовителем период. Если выходят из строя обмотки ротора (статора), их заменяют новыми либо перематывают. В настоящее время автомобильные электрики освоили ремонт практически любых генераторов. Но иногда он может оказаться дороже, чем покупка новой установки, поэтому экономически целесообразно ремонтировать только дорогостоящие и редкие узлы. На дилерских СТО обычно применяют более радикальный метод – замену генератора в сборе. |
Причины поломок
Сняв провод с аккумулятора при работающем двигателе, можно вывести из строя бортовую электронику, в том числе и генератор. | Основные причины неисправностей генераторной установки – это естественный износ и коррозия. Механические неисправности, а именно износ подшипников, щеток и контактных колец, вызваны в основном естественным износом. Так как в современных генераторах применяются закрытые шарикоподшипники, не требующие обслуживания в процессе эксплуатации, они нуждаются в замене через определенный пробег (100– 200 тыс. км). Срабатываются также щетки, а вместе с ними – и контактные кольца. На электрическую часть влияет коррозия соединений и проводов, поэтому наружные клеммы обычно защищают резиновыми колпачками. |